logo-conf-ippd-2

Проблемные симпозиумы


А.К. Лукина

«Формирование личностной зрелости студентов как образовательная задача».

Основные положения:

Первый ключевой вопрос, можно ли вообще что-то формировать, нужно ли, имеем ли мы на это право?

Договорились, что формировать мы ничего имеем права, но создавать условия, чтобы человек мог самоопределяться, быть собой мы можем, и возможность для этого есть.

Важный момент, что многие педагогические социальные инновации, которые мы слепо заимствуем на Западе, во-первых, не соответствуют нашей ментальности, а во-вторых, просто не просчитываются социальные последствия этих инноваций, поэтому мы не знаем, хорошо это или плохо копировать чужую модель.

Главное, если мы хотим, чтобы в студентах происходили какие-то личностные изменения, нужно понимать, что это происходит только благодаря встречи с преподавателем, который должен быть личностью привлекательной, интересной для студента, и вот тогда встаёт проблема личностной зрелостности преподавателя.

Ваши впечатления от симпозиума?

А.К. Лукина : «Мне удалось найти единомышленников, проверить свою позицию на других людях».

О.Г. Проворова:

«Мы очень поздно объявили о своём симпозиуме, поэтому даже не рассчитывали на такое количество людей, было очень приятно, что пришло достаточно много единомышленников и просто слушателей, чтобы можно было разговаривать. У многих есть свои собственные наработки, относящиеся к теме нашего симпозиума. Основное, о чём мы договорились, это о том, что сформировать ничего нельзя и даже, наверное, не нужно, а нужно создавать соответствующую среду. Но чтобы среда была хорошей, надо ей соответствовать».

Е.В. Озёрская, зав. кафедрой иностранных языков

«Есть, с моей точки зрения, два совершенно неотъемлемых условия, которые способствуют формированию зрелой личности: это семейные традиции и уровень интеллекта. Отсутствие одного из них говорит о том, что человек ни при каких других условиях не сможет стать зрелой личностью».

 

 

А.М. Аронов, зав. кафедрой педагогики высшей школы КрасГУ, кандидат физико-математических наук, профессор, г.Красноярск.

«Модель магистерской программы «Высшее образование»».  

Основные положения:

Рассматривались принципиальные различия образования бакалавра, специалиста и магистра, чем они отличаются по существу. Можно ли для бакалавра выделить такой набор видов деятельности, которой мог бы заниматься только он, а специалист не мог бы. То есть на специалиста государство тратило деньги за год больше, значит и уровень подготовки должен быть выше.

Обсуждались некоторые социальные трудности: есть люди из других городов, которые уже много лет магистры, но до сих пор не могут устроиться на работу, потому что работодатели не понимает, кто такой магистр.

«У нас только в городе тридцать федеральных площадок, наша ситуация выгодно отличается от многих городов. Такая «продвинутость» Красноярского края в сфере образования позволяет надеяться, что у нас подобных трудностей удастся избежать. Появляется сообщество людей, интересующихся болонской системой в масштабах страны, есть представители разных городов и вузов». – говорит А.М. Аронов«Интересно, есть о чём поговорить. Это интересно и студентам. Стоит надеяться, что на следующий год будет очень представительный симпозиум по этим вопросам. Сегодня были поставлены проблемы, которые за год-пол года не решаются, надеемся, что министерство образования тоже более детально начнёт разбираться в этой теме».

Ваши впечатления от симпозиума?

А. Гаврилова:

«На мой взгляд, тема практически не разработана, заданы лишь определённые границы данной темы, различные количественные показатели, оценки. Идеологически программа содержательна, есть очень важные идеи, но нужно очень много работать, чтобы эти идеи реализовались. Это лишь форма, которую надо наполнить содержанием».

 

 

О.М.Бусыгина,

«Проект Лаборатории личностного успеха как институциализация пререхода к непрерывному образованию человека» .

Основные положения:

Симпозиум рассматривал несколько проблем и задач создания подобной лаборатории. И первое, что обсуждалось, это сама идея, которая кладется в основу проектирования учебно-исследовательской лаборатории личностного успеха, такой формы гуманитарного университетского образования, которая становится проводником в человековедение.
Идея проекта - идея целостного человека, которая определяется тем, что человек есть "homo gifted" - человек одаренный, он действующий и разумный, он творческий и играющий, он моделирует себя в непрестанном процессе единого бытия, он свободен, подчиняясь своему духовному содержанию.

Такое основание для основопологающей идеи позволяет далее рассматривать в рамках этой лаборатории возможности развития студентов педагогических специальностей и, во-вторых, здесь же рассматривались возможности организации педагогических практик. На симпозиуме была подчеркнута необходимость разработки нового содержания в тех традиционных обязательных курсах, которые обращены к студентам непедагогических специальностей, этот курс "психология и педагогика". И в этом плане есть запросы студентов на дополнительные практики и возможности. Также речь шла и о тех возможностях, которые может предоставить лаборатория.

Ваши впечатления от симпозиума?

О.М.Бусыгина : «Несомненно, были вопросы относительно того, как оценивать успешность деятельности педагогов, как оценивать приращение, что выделять и на что обращать внимание. Поэтому проблема критериев оценивания успешности деятельности самой лаборатории личностного успеха остается открытым. Тем не менее, вопросы присутствующих на симпозиуме, определенное эмоциональное состояние, сделанные выводы свидетельствуют о том, что все же этот проект дееспособен, возможен, но требует вложения немалых усилий потому, что мы вторгаемся в область решения системных задач».

М.С.Аверков, модератор :
«Такая образовательная институция как данный проект призвана поддержать и усилить одаренность. Изначально данная институция была рассчитана на студенческий возраст, но в ходе докладов было выявленно, что она необходима больше в работе со школьниками, так как там, в большинстве случаев, еще стоит проблема выбора базовой практики, которую будет человек реализовывать.
В ходе работы выявились методологические места, требующие доработки: что такое понятие одаренность и что за ней стоит?

В этом смысле возникает два понимания одаренности:

  • Одаренность как позитивная девиация
  • одаренность как способность выявлять свои наилучшие качества и соотносить их с теми культурными практиками, где они наиболее продуктивны. Достигать в этих практиках определенного уровня успешности.
Второй вопрос дискуссии был связан с диагностикой этой самой успешности, мы говорили о сфере поддержки одаренности, в каком смысле бы её не понимали».

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика