logo-conf-ippd-2

Большие пленарные доклады

В.А. Болотов , руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, д.п.н., профессор (г. Москва). Председательствующий – Б.И. Хасан.

Доклад «Оценка качества образования и институциональные переходы».

Виктор Александрович Болотов говорил об оценке качества образования с помощью введения ЕГЭ, перечислил основные переходы начальной и основной школы. И в этом плане он оценил возможности введения тех или иных оценок качества образования, начиная с детского сада как переход в первый класс, затем из начальной школы в 5 класс.

Особое внимание В.А. Болотов уделил необходимости введения оценки индивидуальных достижений ученика. И в этом контексте очень важно, чтобы это был не только простой срез данных, а в большей степени такое оценивание должно быть направлено, именно на возможности решения тех или иных учебных проблем, с которыми сталкиваются, например, пятиклассники. Т.к. если в 5 классе не компенсировать имеющиеся издержки, то вопрос об образовании таких ребят дальше сводится практически к нулю.

Также В.А. Болотов отметил, что оценка качества должна ориентироваться на операционализированные стандарты и нормы, в этом и заключается смысл слова «качество» в рамках ЕГЭ. В то же время необходимо ориентироваться на другой фактор – удовлетворение потребностей работодателя. И в этом смысле, возможно, понадобятся независимые рейтинговые агентства. Все это связано именно с высшей школой.

В ответах на вопросы относительно того будут ли введены какие-либо экзамены для учителей, В.А. Болотов отметил, что на данный момент инструментарий для проверки ИКТ-компетентности для учителей старшей школы находится на стадии разработки.

На вопрос относительно того будут ли введены изменения относительно ЕГЭ для гуманитариев (это относится, прежде всего, к тесту по математике) В.А. Болотов отметил, что все-таки следует перейти к перечню обязательных предметов для сдачи ЕГЭ и в этом перечне ориентироваться на те предметы, которые выбираются детьми как профильные. И в этом плане другие предметы возможно проставлять по текущим оценкам.

Таким образом, основным тезисом доклада Виктора Александровича стал тезис о том, что испытания не самоцель, они должны оценивать будущую успешность.

 


И.Д. Фрумин , координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка реконструкции и развития, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ, д.п.н., г. Москва.

Доклад «Институциональные тупики и барьеры».

План доклада:

•  Проблема тупиков и поражений;

•  Образование как ключ к социальной мобильности;

•  Недостаточность высшего образования;

•  Неравенство доступа к качественному шеольному образованию как причина тупиков

•  Без барьеров…

Исак Давидович отметил, что необходимо обращать внимание на то, что существуют проценты, а за ними люди, которые неуспешны, у которых что-то не сформировано. И если мы говорим о том, что к 1 классу у детей должно быть развито, например, воображение, то мы видим, что у какой-то доли детей оно сформировано достаточно успешно и на высоком уровне. Но в принципе мало задумываемся о той доле детей, у которых это не сформировано. Поэтому он привел некоторую типологию, где рассмотрел «хорошее» и «плохое» образование.

Основная мысль доклада – существуют социокультурные барьеры в образовании.

И в этом плане возникает 2 проблемы:

•  нет технологий, снимающих социально-культурный барьер.

•  сама проблема расколотости системы образования начинает требовать создания неких педагогических технологий и действий, которые снимали бы этот социально-культурный барьер.

Основные тезисы:

•  Образование дает каждому возможность стать довольно успешным человеком

•  Образование – средство к распределению человеческих ресурсов

•  Необходимо соотносить склонности обучающегося ребенка и требований общества (что-то такое было в большей степени в советское время)

Сейчас же у нас, по мнению И.Д. Фрумина, в принципе тот тип образования, который дает равные возможности соревнования с другими и эти равные возможности более обеспечены образованием родителей, благополучием, территорией.

Также И.Д. Фрумин задал риторический вопрос – что делать с не выигравшими «соревнование» учениками?

Вопросы аудитории касались развивающего обучения, и в этом плане внимание вновь сконцентрировалось на отсутствие технологий , снимающих социально-культурный барьер. Вновь прозвучала нота обращения к дошкольному образованию о том, что оно должно задавать равные стартовые возможности. Потому как сама ситуация образования и развития требует справиться с этим социокультурным барьером. Элита будет тогда элитой когда будет некое «смешение» социальных выходов, обучающихся из разных социальных слоев, потому что привлечение талантов необходимо осуществлять из всех социальных слоев общества.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика