Большие пленарные доклады
В.А. Болотов , руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, д.п.н., профессор (г. Москва). Председательствующий – Б.И. Хасан.Доклад «Оценка качества образования и институциональные переходы». Виктор Александрович Болотов говорил об оценке качества образования с помощью введения ЕГЭ, перечислил основные переходы начальной и основной школы. И в этом плане он оценил возможности введения тех или иных оценок качества образования, начиная с детского сада как переход в первый класс, затем из начальной школы в 5 класс. Особое внимание В.А. Болотов уделил необходимости введения оценки индивидуальных достижений ученика. И в этом контексте очень важно, чтобы это был не только простой срез данных, а в большей степени такое оценивание должно быть направлено, именно на возможности решения тех или иных учебных проблем, с которыми сталкиваются, например, пятиклассники. Т.к. если в 5 классе не компенсировать имеющиеся издержки, то вопрос об образовании таких ребят дальше сводится практически к нулю. Также В.А. Болотов отметил, что оценка качества должна ориентироваться на операционализированные стандарты и нормы, в этом и заключается смысл слова «качество» в рамках ЕГЭ. В то же время необходимо ориентироваться на другой фактор – удовлетворение потребностей работодателя. И в этом смысле, возможно, понадобятся независимые рейтинговые агентства. Все это связано именно с высшей школой. В ответах на вопросы относительно того будут ли введены какие-либо экзамены для учителей, В.А. Болотов отметил, что на данный момент инструментарий для проверки ИКТ-компетентности для учителей старшей школы находится на стадии разработки. На вопрос относительно того будут ли введены изменения относительно ЕГЭ для гуманитариев (это относится, прежде всего, к тесту по математике) В.А. Болотов отметил, что все-таки следует перейти к перечню обязательных предметов для сдачи ЕГЭ и в этом перечне ориентироваться на те предметы, которые выбираются детьми как профильные. И в этом плане другие предметы возможно проставлять по текущим оценкам. Таким образом, основным тезисом доклада Виктора Александровича стал тезис о том, что испытания не самоцель, они должны оценивать будущую успешность.
И.Д. Фрумин , координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка реконструкции и развития, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ, д.п.н., г. Москва. Доклад «Институциональные тупики и барьеры». План доклада: • Проблема тупиков и поражений; • Образование как ключ к социальной мобильности; • Недостаточность высшего образования; • Неравенство доступа к качественному шеольному образованию как причина тупиков • Без барьеров… Исак Давидович отметил, что необходимо обращать внимание на то, что существуют проценты, а за ними люди, которые неуспешны, у которых что-то не сформировано. И если мы говорим о том, что к 1 классу у детей должно быть развито, например, воображение, то мы видим, что у какой-то доли детей оно сформировано достаточно успешно и на высоком уровне. Но в принципе мало задумываемся о той доле детей, у которых это не сформировано. Поэтому он привел некоторую типологию, где рассмотрел «хорошее» и «плохое» образование. Основная мысль доклада – существуют социокультурные барьеры в образовании. И в этом плане возникает 2 проблемы: • нет технологий, снимающих социально-культурный барьер. • сама проблема расколотости системы образования начинает требовать создания неких педагогических технологий и действий, которые снимали бы этот социально-культурный барьер. Основные тезисы: • Образование дает каждому возможность стать довольно успешным человеком • Образование – средство к распределению человеческих ресурсов • Необходимо соотносить склонности обучающегося ребенка и требований общества (что-то такое было в большей степени в советское время) Сейчас же у нас, по мнению И.Д. Фрумина, в принципе тот тип образования, который дает равные возможности соревнования с другими и эти равные возможности более обеспечены образованием родителей, благополучием, территорией. Также И.Д. Фрумин задал риторический вопрос – что делать с не выигравшими «соревнование» учениками? Вопросы аудитории касались развивающего обучения, и в этом плане внимание вновь сконцентрировалось на отсутствие технологий , снимающих социально-культурный барьер. Вновь прозвучала нота обращения к дошкольному образованию о том, что оно должно задавать равные стартовые возможности. Потому как сама ситуация образования и развития требует справиться с этим социокультурным барьером. Элита будет тогда элитой когда будет некое «смешение» социальных выходов, обучающихся из разных социальных слоев, потому что привлечение талантов необходимо осуществлять из всех социальных слоев общества. |
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |