logo-conf-ippd-2

Экспертная дискуссия


Б.Д. Эльконин (модератор дискуссии) подчеркнул, что экспертная дискуссия – это не в смысле создания экспертизы или оценки прозвучавших докладов, а в смысле профессионального выражения мнения или суждения. Каждому докладчику, выступавшему на большом пленуме, отводилось по пять минут для того, чтобы напомнить собравшимся экспертам содержание своего доклада.

 

 

В.С. Собкин (директор Центра социологии образования РАО, академик РАО, д.психол.наук, г. Москва. Доклад «Подростковый возраст: динамика социокультурных трансформаций») напомнил, что в докладе было 4 основных части:

1.  в первой было изложено представление о социальной ситуации развития как о многопозиционной, были продемонстрированы кросскультурные различия между социокультурными ситуациями в г. Москве и г. Амстердаме между взрослыми и подростками, которые задают фундаментальное напряжение в образовательной отрасли.

2.  во второй части приводились разные контексты – что происходит после окончания ОШ (9 класс): социальный этап взросления, когда происходят изменения в ценностных ориентациях.

3.  третья часть доклада была посвящена школе как образовательному институту, которая понимается как жесткая социальная машина, действующая на подростка тотально. Если ты неуспешен в учебной деятельности, то ты в рамках школы имеешь статус неудачника, то есть происходит тотальное отчуждение.

4.  четвертая часть была посвящена динамике социокультурных трансформаций на разных этапах: школа потеряла планку профессиональной деятельности. Современные дети не могут воспринять текст и адекватно его интерпретировать, в отличие от понимания этого же текста некоторое время назад их сверстниками. Это – катастрофичность ситуации в системе образования.

Обсуждение доклада экспертами

А.Н. Тубельский отметил, что дети воспринимают культуру по-другому, потому что изменились средства общения и социальная среда.

В.С. Собкин возразил, что дело не в новых информационных технологиях – ведь они читают одни и те же книжки. их понимание на уровне клипово-событийного.

Критерий, по которому проводилось исследование, связан с диагностированием – человек не может понять текст (стихотворение), то есть он задан культурой.

Б.Д. Эльконин возразил, что если произошел исторический переход, то и сами критерии должны быть изменены.

Ермаков С.В. (разработчик программ, связанных с практикой визуализации): дело не в тексте, так как даже на уровне восприятия – современные дети понимают простые событийные структуры, а более сложные вещи уже не видят.

Основной вопрос дискуссии, оставшийся без ответа: какую альтернативу по отношению к тексту мы можем предложить современным детям, чтобы они могла себя выстроить (раньше подростки выстраивали себя в соответствии с определенными литературными персонажами, а также писали дневники)

Мнение докладчика: вне текстовой реальности формирование себя будет очень примитивно.

П.А. Сергоманов отметил, что существует два типа взросления: 1) экспресс-взросление – эффект быстрого взросления, ощущения полноты жизни, и 2)инфантильное взросление (постепенно, на «невзрослых» вещах).

 

 

В.С. Собкин ответил, что подростки связывают процесс взросления с теми вещами, которые мы называем рисковыми.

Б.И. Хасан сказал, что это процесс локализации области действий и выбора. У них уменьшается неопределенность относительно социальных пространств, они более определены в своем выборе.

 

Следующий докладчик изложил кратко содержание своего доклада:

П.А. Сергоманов (зав. лабораторией ИППР СО РАО, председатель экспертно-аналитического совета Красноярской университетской гимназии «Универс» (№1), к.психол.н, г. Красноярск. Доклад «Институциональные условия и механизмы перехода к взрослости: постановка вопроса») выделил в своем докладе четыре основных тезиса (см. презентацию доклада).

1.  Необходимо разделять три типа развития, причем не институционально, а относительно определенной возрастной категории:

•  детский

•  переходный (юношеский, а не подростковый)

•  взрослый

Они отличаются друг от друга инструментами – первый обслуживает игру как ведущую деятельность этого возраста, игра и учение включаются в горизонт (рамку, ограничивающую функцию игры), третий – полное владение инструментами.

2.  Объяснение трех типов развития как трех типов универсальной деятельности

3.  Помещение игры (невозможны деятельные отношения) и учения (невозможна реализация функции) в рамку труда. Гипотеза ведущей деятельности юношеского возраста: невозможность реализации функции производительности без специальных смысловых средств, т.е. планирование, что и является предметом становления в юношеском возрасте.

4.  социальная среда: школа воспринимается как социальный институт, задающий требования к ребенку. Проектная деятельность состоит из двух составляющих: А) идея, воля и Б) решение. Социальный институт (школа) – это решение идеи по отношению к детям.

Обсуждение доклада экспертами

Б.Д. Эльконин задал вопрос: зачем нужно разделять детство и взрослость, какой в этом практический смысл? Чтобы получить санкцию власти?

П.А. Сергоманов ответил: две точки ответа – с теоретической – получить определенность в возрастной психологии, с практической – построение проектов к тем или иным возможностям, чтобы контролировать (иметь санкцию на власть).

Б.И. Хасан спросил: Если говорить о динамике отношений в образовательном институте: когда подросток получает возможность вступать в переговоры на равных? В религии этот процесс называется обрядом инициации – человек становиться свободным, т.е. надо понимать границы себя по отношению к нему.

П.А. Сергоманов ответил, что в этом случае камень преткновения – массовая школа.

В.С. Собкин отметил, что при таком подходе мы отстреливаем предыдущую фазу – то есть лишаем юношу детскости, тогда как многие взрослые люди ее не лишены, и более того, этот ресурс в определенных ситуациях может быть востребован.

П.А. Сергоманов ответил, что возраста не живут, живут ресурсы и состояния.

А.М. Аронов отметил, что в дискуссии эксперты пытаются свести взрослого к некоему идеальному образу. Тогда как взрослых много, на что П.А. Сергоманов ответил, что естественно, взрослых много, но ни должны выстроиться в линейку в зависимости от определенных позиций.

Как идея дискуссии П.А. Сергомановым была высказана идея производительности: что я могу совершить, т.е. обучение перестает быть ведущей деятельностью, трансформируется в рамки проектирования, выбора. Усложняются средства, цели, ресурсы, которые необходимо координировать по отношению к проектному плану



 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика