logo-conf-ippd-2

Презентации

 

П.А. Сергоманов

Презентация «Проект «Информатизация системы образования»скачать (WinRARArchieve 308 kb),
компонент «Создание учебных материалов нового поколения»скачать (WinRARArchieve 50.5 kb).

Итоги первого этапа по Красноярскому краю и перспективы опытно-экспериментальных работ в школах и учреждениях НПО».

Основные моменты презентации:

•  В школьное образование нужно ввести термин апробация – это экспертная оценка, её необходимо проводит учителям в условиях реального учебного процесса.

•  Введение цифрового образующего ресурса (ЦОР), необходимость оценивания материала.

•  Цели первого этапа нововведения: создание системы апробирования; оценка возможности встраивания ЦОР; конституциональная и методическая поддержка учителей и школ

•  Нужно прослеживать промежуточные результаты обучения.

Роль данного проекта для школ и профессиональных лицеев:

•  Развитие использования ЦОР, ИКТ и оборудования для повышения качества результатов УВП.

•  Развитие проектов и программ информатизации школ и профлицеев.

Также существуют некоторые проблемы; обозначены также и перспективы данного проекта.

 

 

 

«Мониторинг индивидуального прогресса учащихся как критерий взросления»

Б.Д. Эльконин: Смысл данной работы – создать диагностический пакет, который будет показывать индивидуальный прогресс отдельного ребенка в сравнении с самим собой. С самого начала разработчики диагностики поставили цель мерить не абсолютные успехи детей, как это принято во всех психолого-педагогических диагностиках, а измерить способ их собственного продвижения по образовательной траектории, так как подлинная успешность образования мерится не абсолютными успехами, а самим путем, который проходит каждый ученик. только такая диагностика позволит действительно понять, что происходит с мышлением каждого отдельного ученика, как оно изменяется/не изменяется в процессе обучения.

Пакет заданий для измерения или диагностики индивидуального прогресса разрабатывался по принципу уровней, которые  являются приоритетными в смысле переходов: это уровни владения средствами. Их выделено три:

•  первый уровень: работа по образцу или правилу;

•  второй уровень: выделение в задании некоего существенного отношения, которое завуалировано, зашумлено в тексте задания;

•  третий уровень: преобразование сложившегося способа действия, условия задачи, то есть построение инструмента решения задачи, редактирование текста, его реинтерпретация. Этот уровень – высший.

На основе выделенных уровней был создан пакет диагностических материалов, который будет показан на мастерской. В первые три года этот пакет создавался. Инструмент «заточен», причем для такого маленького срока это очень значимое достижение – как отметил Марк Зелман, международный эксперт по тестологии, для создания диагностического пакета и его апробации как минимум необходимо 10 лет. Команда разработчиков инструментария ИП уложилась в три года. Коллектив за очень короткое время сделал очень серьезную инновацию в образовательной сфере, касающуюся измерения качества образования.

Мы взяли три основных предметных области – математика, русский язык, естествознание, в которых и разработали диагностические задания. Это, на наш взгляд, основные, сквозные предметные линии.

Естественно, инструментарий необходимо было не только разработать, но и провести его апробацию. Было проведено три среза, в которых в течение трех лет участвовали одни и те же дети. Мы сотрудничали с 10 пилотными школами из разных регионов России – Самарская область, Республика Чувашия, г. Москва, Томск, Новосибирск, Красноярск, причем не только городскими школами, но и с сельскими. В младшей школе это были 2-3 и 4 классы, в основной школе – 5-7 и 6-8 классы. Конечно, для того, чтобы инструментарий можно было назвать полностью готовым, надо провести 6 срезов, но мы не успели бы тогда уложиться в срок три года. Важно было доказать при проведении срезов, что наши уровни валидны – что они действительно отражают прогресс в детском развитии. На основе проведенных срезов и проанализированных данных по ним мы можем сказать, что гипотеза полностью подтвердилась. Выделилось два вида прогресса: линейный – когда дети остаются на одном уровне, но все-таки двигаются, так как с каждым переходом в следующий класс усложняются задания, и уровневый прогресс , когда ребенок в течение трех лет проводившихся срезов переходил с одного уровня на следующий. Данные можно посмотреть в соответствующей презентации. Интересная закономерность по данным срезов – в школах с РО выход детей на третий уровень – высший уровень в развитии мышления и понимания – 23%, тогда как в обычных школах традиционного обучения (ТО) – 9%. На наш взгляд, это тоже значимые показатели.

Нам интересно было посмотреть, есть ли корреляция между предметными линиями – то есть если у ребенка есть уровневый переход в одном предмете, есть ли такой же переход в другом? Если такая корреляция есть и она сильная, то может быть можно измерять индивидуальный прогресс на основе одной предметной линии. По данным срезов оказалось, что корреляция действительно есть, только она слабая или средняя, поэтому прогресс предметно специфичен, то есть для создания полной картины движения ребенка необходимо использовать измерение трех основных предметных линий.

Кроме того, мы получили данные о темпе прогресса. Тип динамики в средней школе – ниже, чем в младшей школе. Естественно, это еще надо обсуждать, но есть гипотеза, что уменьшение темпа динамики в ОШ связано с возрастными переходами, то есть в подростковом возрасте происходят изменения, влияющие на темпы в развитии мышления и понимания.

Дискуссия

И.Д. Фрумин задал вопрос о содержании предметных линий: насколько для самого ученика ясна его собственная динамика. Он привел аналогию со спортом, где достижения видны отчетливо, в отличие, например, от учебной деятельности.

Ответ: в НШ в математике такой основной линией будет линия моделирования, которая распределяется по трем уровням соответственно (см. презентацию): первый уровень – нужно к чертежу поставить из текста задачи цифры, второй уровень - дано три чертежа, из них надо выбрать тот, который подходит к тексту задачи, и третий уровень – дописать текст задачи к чертежу, то есть работать с текстом на основе чертежа. На первом и втором уровне ребенок работает на уровне понимания текста, а на третьем – он может манипулировать схемой так, что меняется смысл задачи, и наоборот – то есть моделируется преобразование схемы решения задачи. В этом и состоит смысл моделирования – научиться конструировать и реконструирвать язык описания, это есть творческая работа ученика в нашем понимании.

В результате проведения такого среза ученику становится видной ситуация с уровнями, он видит и понимает смысл того, что он делает, как он двигается.

 

 

Попов Александр Анатольевич

Презентация проекта «География человеческих отношений»скачать (WinRARArchieve 2.55 Mb),
«Школа гуманитарного образования».

Презентовал свой грантовый образовательный проект: программу образовательного отдыха нового поколения «Братство кольца, или Миры управленческих стратегий»– форма тренинга-игры, которые позволят освоить такие навыки, как самоорганизация, организация, коммуникация, а также программу «Трудно быть Богом, или миры управленческих стратегий» . В целом такие образовательные программы являются альтернативой традиционным формам обучения и отвечают определенному социальному заказу – выработке навыков самоопределения и самоорганизации у молодого поколения.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика