logo-conf-ippd-2

Панельная дискуссия

Основные линии дискуссии:

  1. Соотношение потребностей рынка труда (соответствия требованиям работодателя) с личностными притязаниями учащихся.
  2. Соотношение результата образования с протеканием самого процесса. Оценка эффективности.
  3. Необходимость самого процесса договора относительно того, что считать результатом обучения. Необходимость определения основных сторон и участников образования.
  4. Границы компетентности. Разграничение ключевых (универсальных), общих, специальных компетентностей. Как оформить границы той или иной компетентности?

Исак Давидович Фрумин - модератор дискуссии (Координатор образовательных программ Московского отделения Мирового банка, д.п.н., г.Москва).

Отметил, что данная конференция является необычной, так как нарушает традицию, когда каждый год меняется тематика конференции. В этот раз она не изменилась, так как стало ясно, что ключевые компетентности - яркая, неоднозначная тема: "На прошлой конференции можно было наблюдать, что словом компетентность стали называть все, что попало, например, в стандартах по физкультуре появилось понятие "компетентность в прыжках". Само высказывание о компетентностях требует понимания и систематизации.

Основные тезисы докладчиков:

Борис Иосифович Хасан (зав. Кафедрой психологии развития КрасГУ, директор ИППР, д.психол.н., профессор, г.Красноярск)
Выделил проблему становления ключевых компетентностей.
Основные тезисы:

  • Компетентность обсуждается как умение, как то, что должен освоить ученик, сложность заключается в определении того, что сам ученик хочет уметь. Каковы его личные притязания?
  • Очевидно, что притязания ученика существенно меняются с возрастом и в зависимости от контекста самого образовательного учреждения.
  • Существует противоречие между школьным контекстом и личным самоопределением ученика. Отметил, что этот сюжет является важным для всей конференции.

Галина Анатольевна Цукерман (ведущий н.с. ПИ РАО, д.психол.н., г. Москва)
Выделила три способа понимания компетентностного подхода:

  • Лингвистический, который обозначила как нахождение жизненных реалий вслед за появлением нового слова. Отметила, компетентность можно определить на полюсной растяжке, когда на одном полюсе находятся знания, умения, навыки (необходимые образцы), а на другом, то, что ребенок сам хочет.
  • Поэтический, который определяется через некоторую метафору, помогающую увидеть старые привычные факты по-новому.
  • Инструментальный, определяющийся особыми методами измерения эффективности, переноса.

Теодор Шанин (ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор Манчестерского университета, Великобритания)
   Заявил, что само понятие компетентности, в отличие от слова, которое может исчезнуть, останется, так как произошел серьезный сдвиг в мышлении, а не простое заимствование и перевод слова.
   Без понимания исторического контекста возникновения данного понятия, нельзя понять, что значит сам подход.
   Связывает компетентностный подход с английской традицией индивидуализации в обучении (индивидуальные образовательные траектории), поскольку само понятие компетентности тесно связано с понятием качества образования.

Елена Анатольевна Ленская (заместитель директора Британского Совета по вопросам образования и преподавания английского языка, г.Москва)
   Поставила проблему соотношения требований работодателей с обладанием определенным набором качеств (необходимых навыков и компетенций).
   Компетенции формируются не только в школе, зависят не только от образования. Докладчица отметила длительность и широту этого процесса.

Алла Прокопьевна Тряпицина (д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогики Российского Государственного педагогического университета им.Герцена, г.Санкт-Петербург)
   Отметила, что основные характеристики, которыми описывают компетентности соответствуют характеристикам профессионального самоопределения студента.
   Поставила проблему проверки эффективности, методов проверки.

Катерина Николаевна Поливанова (ведущий научный сотрудник ПИ РАО, д.психол.н., г.Москва)
   Отметила проблему соотношения потребностей рынка с личной компетентностью.
   Компетентность - это то, что мерится ситуацией, в которой необходимо найти способы решения, с одной стороны, и, "довести до ума", с другой.
   Отметила вероятностную характеристику компетентностей, относительно проблемы переноса определила три критерия оценки:
   - Оценка учебного процесса.
   - ЕГЭ.
   - Оценка общей успешности ученика (например, материальный фактор).

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика