logo-conf-ippd-2

Малые пленарные заседания (первая сессия)

"Результативность компетентностного подхода: мифы, стереотипы, проблемы и решения"

Тубельский Александр Наумович (директор НПО "Школа самоопределения", кандидат педагогических наук, г. Москва):

"Для меня было важным, есть ли интерес к этой проблеме, которую я поставил. Есть. Есть и дело не только в Цукерман и во Фрумине (самые активные участники дискуссии - прим. автора), а по глазам вижу - есть интерес. Может быть, мне не удалось сделать еще более остро и проблемно, может, тогда было бы больше спора".

"Становление ключевых компетенций и результаты традиционного обучения"

Анатолий Георгиевич Каспржак (декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, г. Москва)

К.Г. Митрофанов (эксперт НФПК, г. Москва)

Модератор - Андрей Владимирович Лученков (директор старшей школы КУГ "Универс", соруководитель лаборатории "Юношеский возраст - третья образовательная ступень" ИППР).

   Каспржак Анатолий Георгиевич: о работе на пленуме: "На сегодняшний день человек "обучаемый" гораздо более важным и успешным будет в обществе, нежели человек "обученный". Следовательно, одна из ситуаций - это создание образовательного пространства, которое должно способствовать выходу "обучаемого" выпускника.
   Решение проблем - единственная ключевая компетентность, поскольку в сегодняшней школе происходит увеличение объема информации, а не усложнение мыслительных операций. В школе ученики решают задачи, а не проблемы, они не задумываются над стратегией. И содержание "жизненных" задач никак не связано с изучаемыми предметами.
   На прошлой конференции компетентностный подход тесно связывали с так называемым новым качеством образования и все говорили, а что такое новое качество образования? С нашей точки зрения, новое качество образования не в такой степени с новым учебным материалом, а, прежде всего, связано с изменением характера взаимоотношений между семьей, обществом и государством, и как следствие, учителем и учеником. Т. е. для нас новое качество образования - это иная форма организации школьной жизни, а компетентностный подход - это способ достижения этого качества нового образования.
   Проблема: как организовать школьное пространство, чтобы оно, с одной стороны "оживило" знания, а с другой стороны, способствовало оснащению ученика той суммой знаний, умений, развило те его способности, которые позволят ему быть компетентным в решении проблем?
   Один из путей решения - изменение оценивания. У каждого учителя на самом деле в голове существует образ идеального ученика. Именно под этот образ он пытается оснастить знаниями своего ученика, и он является единственным экспертом. Если мы у учителя забираем право на оценивание, а мерилом делаем какую-то среднюю шкалу (например, ей может быть международный тест PISA), то этот образ теперь достигают учитель и ученик вместе. Тогда учитель вместе с учеником пытаются сделать так, чтобы по этой шкале они продвинулись выше вместе. Меняется ситуация, изменяется характер взаимоотношений между учителем и учеником".

"Проблема психологического здоровья личности, развивающейся в условиях разных образовательных сред"

Виктор Эдуардович Пахальян (с.н.с. ПИ РАО, д.психол.н., г. Москва) высказывается об основных тезисах доклада и проблемных местах обсуждения:

"Мой доклад называется: "Психологическое здоровье ребенка, развивающееся в условиях разных образовательных сред". В самом названии есть три важных момента:

  1. Психологическое здоровье - это то, что является ресурсом ребенка, т.е. в каком состоянии он сейчас находится для того, чтобы что-то осваивать, какую-то деятельность учебную или мир, который его окружает
  2. Образовательная среда - то, что создается взрослыми людьми для того, чтобы помочь ребенку осваивать мир. Эти образовательные среды разные: начиная с того, что есть сельская малокомплектная школа, есть городская, есть большие города, есть города, где учителя все имеют высшее образование, есть города, где половина не имеет и т.д. Сюда же входит компетентность родителей, материально-технические возможности ребенка (есть интернет - нет интернета, есть компьютер - нет компьютера).
  3. Это то, что с ним происходит в этих средах, условиях. Для меня как практика-психолога, педагога-психолога очень трудно работать в образовании, потому что само образование не оценивает результативность деятельности педагогов и всех компетентных лиц по психологическим параметрам. Этот параметр не является критерием оценки. Оценивается сама программа: по какой программе Вы работаете? По Давыдовской. Молодец, замечательно, значит прогрессивная. А что происходит с ребенком в рамках этой программы: с интеллектом, самосознанием, эмоциональной сферой, это никто не спрашивает и не оценивает. И я попытался это противоречие показать, что современный специалист сталкивается с этой проблемой, когда работает в рамках своей психологической парадигмы, а на него обрушивается "колпак", т.е. система образования, где я не являюсь критерием"

"Компетентностый подход в подготовке и переподготовке педагогов"

Ленская Елена Анатольевна (зам. директора Британского Совета по образованию, к.п.н., г. Москва).

Модератор - Галина Макаровна Вебер (сотрудник Красноярского института повышения квалификации учителей Красноярского края, координатор Российско-Британского проекта, г. Красноярск)

В докладе было выделено несколько ключевых проблемных точек:

  • Компетентность не является освоением навыков - это определенное "оспосабливание".
  • Соотношение потребностей рынка труда не всегда совпадает с тем, что развивают.
  • Определяется набор основных компетенций, необходимых педагогу.
 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика