logo-conf-ippd-2

Большие пленарные заседания

Сегодня состоялось 3 больших пленума.

Председательствующий - Александр Моисеевич Аронов (зав. кафедрой педагогики высшей школы КрасГУ, кандидат физико-математических наук, профессор, г.Красноярск)

"Учение с пониманием как результат индивидуализации процесса обучения"

Людмила Михайловна Долгова (директор школы "Эврика-развитие", председатель Томской региональной ассоциации инновационного образования, г. Томск)

Докладчица рассказывала о проекте, начатом с 1993 года, который на сегодняшний день имеет выпускников старшей школы.
Цели проекта связаны с решением следующих проблем:

  1. Воспроизводство готовых алгоритмов действия приводит к падению интереса к учению;
  2. Проблема не совершенствования оценочной системы (не дифференцированность);
  3. Неспособность самого педагога рассмотреть проблемы, с которыми он сталкивается в практике в проектном режиме.

Основные результаты и эффекты реализации проекта:

  1. Построение таких отношений между учителем и учеником, которые работают на индивидуализацию;
  2. Рефлексивное построение педагогического взаимодействия в современном мире. Такое взаимодействие предполагает, что мы видим в ученике человека с опытом, способного к субъектным действиям;
  3. Эффекты: активность старшеклассников, обсуждение с педагогами эффективности работы с содержанием, продление проекта. Но такие эффекты не всегда воспроизводятся.

"Сейчас перед проектом стоят такие задачи. Те основные механизмы по созданию индивидуальной образовательной программы школьника, по построению пространства, которое бы позволяло активно, инициативно существовать там не только начальной школе, но и старшей. Перенос в пространство старшей школы (переформатирование). На данный момент все старшеклассники в школе "Эврика-развитие" учатся по индивидуальным образовательным программам. <…> Содержание нашего проекта - это потенциал для проектирования свободных, инициативных форм образования, которые сейчас очень нужны рынку".

"Образование и современный мир"

Вениамин Сергеевич Соколов (доктор физико-математических наук, академик-секретарь РАО, советник губернатора Красноярского края по образованию, г.Красноярск).

Соколов В.С.: "Противоречия, в которые вступило человечество, носят глобальный характер, под угрозой нарушение природного равновесия, вплоть до возникновения глобальных катастроф, которые коснутся всего человечества - это, во-первых. Во-вторых, производственная деятельность человека, с одной стороны, привела на грань таких катастроф, а с другой, этот уровень производственного развития не обеспечивает все человечество минимальным уровнем обеспечений его материальных потребностей, его духовных запросов. Поэтому, нужно чтобы человечество это противоречие разрешило. Есть две точки зрения: первая, что так оно и будет, и во главе этой точки зрения стоят США, которые силой оружия и всеми другими способами этот порядок утверждают и не хотят его менять, и есть вторая точка зрения, во главе которой может стать Россия. Эта точка зрения устойчивого развития, о том, что все люди планеты должны иметь минимальные материальные возможности для удовлетворения своих бытовых потребностей и духовных. Вот в этих рамках нужно определять, чем должна заниматься система образования, кого готовить, как готовить. Вот это мировоззрение базируется не на Библейских представлениях о "Всемирном потопе", а на современных научных знаниях об окружающем мире, и чтобы человек обладал достаточным мировоззрением и научными знаниями, для того чтобы быть и специалистом, и гражданином и быть ответственным за все происходящее на планете".

"Педагогика развития: условия целеполагания и результативности".

Борис Даниилович Эльконин (зав. лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО, д.пс.н., профессор, г. Москва)

Основные точки доклада:

  1. Определить, какие точки осмыслены в рамках педагогики развития.
  2. Определить, какого рода результаты соответствуют целеполаганию. Определить меру достижения результата относительно ученика и педагога.
  3. Проектная разработка, направленная на координацию результативности действия с построением пути достижения результата.

Некоторые тезисы доклада:
   - Полное действие является продуктивно-пробным.
   - Действие не есть эманация
   - Пробные переходы являются несущей конструкцией продуктивного действия.

Описание результативности:
   - относительно индивидуальной работы
      1. Спонтанность (модельного) опосредствования.
      2. Позиционное понимание текстов.
      3. Системность знания.
   - относительно коллективной работы
      1. Адекватная включенность в ситуацию исследования.
      2. Адекватная включенность в ситуацию проектирования.

Эльконин Б.Д.: "Образованный человек - это тот человек, для которого вхождение в различные культурные и социальные общности - есть построение собственного продуктивного действия".

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика