logo-conf-ippd-2

Малый пленум. «Социология школьной отметки»

Собкин Владимир Самуилович, директор Института социологии образования РАО, академик РАО, д. психол. н. (Москва) sobkin
Свой доклад на малом пленарном заседании Владимир Самуилович начал с некоторой проблематизации, постановки вопроса, возникшего из его наблюдений и исследований:
Почему на этапе дошкольного возраста родители отказываются от чтения книг своим детям, читаю всё меньше и меньше? Пытаясь ответить на этот вопрос, он предположил, что посредническая функция у родителей со временем начинает угасать. Интересный момент в том, что особенно резко уменьшается процент родителей, читающих детям поэзию, стихи. А ведь когда взрослый читает ребенку поэтический текст, он интонирует его, он изменят текст и сам изменяется, читая. И в этом - особое посредничество, особое взаимодействие, которое устанавливает эмоционально-смысловые связи, которые изменяют самого посредника. Так же как и на уроке, когда учитель преподает, он поставлен в ситуацию особых отношений общественного взрослого и ребенка.
«Я убежден, что это отношение, взаимные реакции на содержание не только в гуманитарном знании, но и в естественно-научном - очень важная часть образования, которой не всегда уделяют достаточно внимания», - продолжил Собкин.
А после он представил полученные в результате его социологического исследования данные, которые, как и все доклады Владимира Самуиловича, вызвали бурную реакцию участников пленума.
«Исследование учеников основной школы, касающееся отметки - очень важная сейчас проблема. Ведь отметка – это обыденная, повседневная, неотъемлемая реальность учебного процесса».
К размышлению собравшихся в докладе был представлен эмпирический материал и выводы, которые позволили обратиться к следующим вопросам и пробам ответов на них:
Почему академическая успешность мальчиков ниже, чем у девочек?
С возрастом растет число троечников и уменьшается число отличников. Переломным моментом является 7 класс. До 7 класса преобладает «ситуация успешности», когда доминируют успешные. После 7 класса ребенок оказывается в ситуации, где доминируют неуспешные, когда «посредственный ученик» становится средним, обычным, то есть меняется сама атмосфера обучения. В частности у мальчиков «доминанта неуспешности» наблюдается в 6 классе, у девочек – до 9 класса доминируют всё же более успешные в учебе.
Как же реагирую дети на оценки?
«Успевающие отмечают объективность учителей в их оценивании, а вот троечники не видят объективности и адекватности оценивания, что наслаивает психологическое отношение к системе оценивания».
Также Собкин отметил, что «с возрастом тотально меняется отношение к учителю, его функция как общественного взрослого снижается. Это отношение зависит и от успеваемости ученика».
Другой важный вывод о влиянии отметки Владимир Самуилович сформулировал так: «Чем выше академическая успешность ребенка, тем выше его способность выражать и отстаивать свою точку зрения». Данное утверждение говорит об актуальной проблеме: «вроде бы мы должны подтягивать слабого, втягивать его в учебную деятельность, но система оценивания академически неуспевающих не позволяет этого делать. Получается, что пространство выстроено как система социальных отношений, а не как система построения учебной деятельности».
После представления данных исследования, на пленуме развернулась дискуссия относительно успеваемости девочек и мальчиков, участники попытались найти объяснение различиям в успеваемости мальчиков и девочек.
В завершении пленарного заседания Катерина Николаевна Поливанова прокомментировала данные исследования: «Ведь распределение оценок должно быть нормальным, в пределах нормы, но оно не нормальное, и получается, что наша практика идет в этом ненормальном распределении, эта повседневность учебного процесса построена ненормально».
Анатолий Георгиевич Каспражак, отвечая на первый вопрос о чтении поэзии, предположил, что причина лежит в том, что «с определенного возраста просто читать нечего: взрослые стихи читать еще рано, адругих – нет». А, продолжая идею Катерины Николаевны о несостоятельности системы оценивания и вообще устройства современной школы, добавил: «Как мы видим, в 7 классе происходят все переломы, которые мы видим в данных исследования. А, может, не надо исследовать, нужно менять, поступим как в Америке: школа 1-6, потом 7-12 (классы)?»
На что Владимир Самуилович, ответил, соглашаясь и завершая заседание, что «школу надо резать по-другому. Дети расходятся, меняются иначе, нежели сейчас устроена школа. Только так возможно разрешение. Но решиться на эти кардинальные изменения структуры школы при существующих стандартах, нынешней системе образования скорее невозможно…»

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика