Людмила Михайловна Долгова
Тема: «Посредническая позиция учителя и школы как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся».
В завершающий день конференции, в рамках малых пленарных заседаний, с докладом на тему «Посредническая позиция учителя и школы как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся» выступила Людмила Михайловна Долгова.
Что способствует созданию условий для становления пробно-поисковых действий? В чем заключается «новая» роль учителя?
«…Лонгитюдные исследования показали высокую динамику развития ребенка, который попадает в условия становления пробно-поисковых действий, и высокий уровень его рефлексивности».
Среди условий становления пробно-поисковых действий были обозначены:
-
Принятие учителем и школой посреднической позиции;
-
Поддержка детской образовательной инициативы; создание открытого образовательного пространства в школе и образовательной среды в классе; создание учебных материалов и форм работы, побуждающих учащихся к инициативному опробованию учебных средств и поиску смысла и значения ситуаций и заданий;
-
Реализация педагогами тьюторской позиции для сопровождения детского интереса и проб; возможность выбора педагогами гуманитарных образовательных систем и адекватных средств работы с детьми;
-
Организационно-управленческое сопровождение педагогов, занятых проявлением, поддержкой и рефлексией пробно-поисковых действий учащихся (объединение в творческие группы, возможность проявлять профессиональные инициативы).
Людмила Михайловна отмечает, что придерживаться одной методики невозможно, но и введение новых методик – это всегда риск: «…С одной стороны, учителя много знают и видят, но если говорить о серьезных системах обучения – они имеют свои определенные рамки. Есть критическая масса, где ты ничего не можешь добавить. Хаотичность – не есть хорошо».
Свое мнение по этому поводу высказал также Борис Данилович Эльконин: «…Смысл состоит в переходе от фиксации сдерживания властно-исполнительной формы. Пробная форма имеет свой продукт (детские сочинения и пр.). Эти продукты требуют другого типа оценивания, т.к. продукт идет «из себя».
Каким образом учитель займет место учителя? Если ты внимателен и чувствителен, то его можно и занять».
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |