logo-conf-ippd-2

Семен Вячеславович Ермаков

 Чем для Вас интересна была тема конференции?

 Тема посредничества для меня в последнее время принципиальна. С одной стороны, эта тема важна в рамках дискуссий о сущности тьюторства как особого типа педагогической позиции и о сущности "тьюторской педагогики" (другие названия - антропоника, педагогика индивидуализации, педагогика самоопределения). Принципиально, что тьютор в качестве посредника, в отличие от учителя, не выступает от имени культурной нормы, но имеет возможность, через непосредственное взаимодействие и рефлексивную коммуникацию, нормировать "живую ткань" действия ученика. С другой стороны, в тьюторской педагогике принципиально меняется статус "носителя культуры", из источника принуждения для ученика он становится своего рода точкой притяжения (отсюда в теме моего доклада на конференции выражение "притяжение посредника").

 Что значимого было для Вас?

 Безусловно, значимым был доклад Б.Д. Эльконина и Б.А. Архипова: введённая схема "телесной оси" на психофизиологическом уровне проясняет важную философскую тему "самостояния человека". А ни это ли является конечной целью всей педагогики развития?

Очень важным был доклад К.Н. Поливановой - не столько содержательно, сколько тем, что тема кризиса институтов детства и сдвига нормы взросления была окончательно позиционирована в пространстве публичной коммуникации (я ждал подобного доклада несколько лет).

Удалось достичь консенсуса по поводу определения тьюторства и задать новый поворот темы, связанный с определением специфики задач дидактики юношеского возраста; от общих философских и психологических рассуждений о юношестве (во многом построенных на культурных аналогиях и параллелях) мы наконец-то смогли перейти к определению специфичных для этого возраста единиц организации образовательного пространства; удалось в том числе выстроить конструктивную коммуникацию между представителями проектной группы "Онтологическая педагогика" (кроме меня, это А.А. Попов и М.С. Аверков) и занимающимися сходной тематикой сотрудниками ИППР (Ю.Г. Юдина, О.И. Белоконь).

 Какие ожидания от конференции Вы получили в целом?

Основным моим намерением на конференцию было заявить в публичном пространстве несколько проблемных тем (в первую очередь, связанных с творческой и исследовательской деятельностью школьников). Это намерение полностью реализовалось.

 Это 18-ая конференция - своего рода совершеннолетие. Что вы можете пожелать в свете этого?

Интересно отметить эволюцию конференции: в первые годы (в особенности - пока был жив В.В. Давыдов) она была пронизана пафосом утверждения идеи развития в педагогике; с другой стороны, она являлась одновременно политическим событием и "модным местом"; 

двухтысячные годы были, по моему субъективному ощущению, движением между полюсами чисто академической исследовательской тематики и ориентации на современные (в том числе недостаточно описанные и нормированные) образовательные практики.

"Совершеннолетняя" конференция, кажется, достигла в этом отношении синтеза. Будучи одновременно академическим учёным и практиком-энтузиастом, хотел бы пожелать продолжения такого синтеза, в котором практик может осмыслить и категоризовать собственные результаты, а учёный имеет возможность столкнуться с проблематикой, вырастающей из "жизни".

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика