logo-conf-ippd-2

26 апреля. День третий

Поливанова Катерина Николаевна ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.психол.н, профессор? г. Москва.

- Как вы считаете, вопросы, обсуждаемые на конференции, связаны с тем, что происходит в реальной действительности? Они каким – то образом применяются в реальности?

- Вопросы, обсуждаемые на конференции, могут переходить в реальность только через людей (участников). Разные люди по разному на эти вопросы переходят. Есть эксперты которые участвуют в принятии больших решений, наверняка для них важно обсуждение, и именно здесь традиционно создается площадка для серьезных неформализованных разговоров. Другое дело, что реальная жизнь богаче всех наших обсуждений, и нам всем полезно понимать контекст, в котором мы живем. В этом смысле экспертная и научная позиция, которую и я в том числе здесь показываю, это дополнительный взгляд, то есть в жизни мы видим одно, а здесь мы начинаем видеть то, как это можно понимать. Получается, прямого перехода обсуждаемых вопросов в реальность все же нет, и основным элементом остается человек.

- Конференция «Практики развития» сама является практикой развития?

 - Я думаю, что да, является практикой развития. Она менялась как практика, и развивалась по-разному в течение долгого времени, ведь поначалу она была местом, которое провоцировало развитие проекта «ППФ» и школы «Универс». Что касается конкретно понятия развития, это достаточно сложный вопрос. Как я понимаю его: это тот случай, когда у меня появляется новый взгляд на ситуацию, то есть я становлюсь более компетентной относительно этой ситуации, потому что я начинаю видеть ее с другой стороны, получается, своеобразные новые зеркала выстраиваются. Это как в парикмахерской, сначала видите себя прямо в зеркало и только вид спереди, потом вам дают дополнительное зеркало, и вы видите себя и сзади, получается картинка расширяется, и вы становитесь уже более компетентны относительного того, что у вас случилось на голове. По идее в хорошем смысле здесь это и происходит. Другое дело, что у людей, которые сюда приезжают, очень неровные задачи и следовательно очень не ровные результаты получаются. Но для меня лично, здесь создается коммуникативное пространство, которое меня продвигает, потому что действительно красноярская конференция отличается от других, так как на других конференциях каждый выступил и нет дальнейшего движения, здесь же появляется обсуждение, которое и вечером идет, и один на один происходит, в общем контекст обсуждается. Я бы не сказала, что появляются новые взгляды, но есть шанс что они появятся, собственно поэтому мы сюда и приезжаем.

- Уже третий день конференции, близится ее завершение. Получилось ли реализовать ваши ожидания и цели за это время? Может уже есть вопросы, которые возникли и были решены в ходе конференции?

- У меня лично была очень большая программа здесь, поэтому я смотрела в большей степени на то, как я реализую свои собственные задачи. В частности по вчерашнему дню у меня была задача обсуждения каких-то новых подходов к изучению подростничества, и были три сессии подряд, которые заняли практически половину дня. Я напрямую не ответила на свои вопросы, с которыми приехала, но я надеюсь что появились какие-то другие точки зрения , что можно смотреть на данный вопрос и с другой стороны, можно и что-то другое попробовать. Я думаю, в дальнейшем у меня должно все это перейти в какие-то конкретные ответы.

 

Лозинг Вячеслав Рудольфович – ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва.

- Впервые ли Вы участвуете на данной конференции или же являетесь её постоянным участником?

- В этой конференции я участвую уже третий или четвёртый раз.

- На этой конференции встречаются профессионалы не только из педагогической отрасли, но и из сферы экономики, права, бизнеса. Как Вы считаете, такая кооперация, возможность диалога на самом деле необходима? Если да, то в чем?

- Условно, секция практик педагогического образования и образования в развитии педагогике, не исчезла. Более того, она является наиболее представленной на этой конференции. То, что многие годы, инновационная, экспериментальная, исследовательская деятельность, которая проходит в образовании, дают мне очень большие эффекты, связанны с тем, что это не сопряжено с юридическими, экономическими и другими практиками. В связи с этим, на мой взгляд, наверное, и не очень такая чисто педагогическая образовательная конференция эффективна. На вчерашнем пленарном заседании, Фрумин И.Д. рассказывал о победе линии экономико-управленческого реформирования образования. А содержательная линия стала менее заметной и значимой. Эта конференция всегда занималась именно содержанием и развитием системы образования и детей. А реформы в стране проходили другого типа. И мне кажется, что их надо соединять, потому что те, кто принимают решения, они никогда не опускаются на уровень развития ребёнка. Совместная конференция должна состыковывать и усиливать практики развития.

- Вы, наверняка, принимали участие в различных конференциях. Отличается ли чем-то красноярская конференция от других?

- Главное отличие многих красноярских конференций заключается в 2 аспектах: наличии коммуникации и содержательной части. Конференция организуется так, что на ней получается хорошая площадка для коммуникации. Коммуникации на конференции проявляются в обмене мнениями исследователей и практикантов. Также все выступающие хотят получить отклик. Это очень важно. На обычных конференциях «прокукарекал, а там и солнце не встало». Здесь же все стремятся получить отклики, и в этом смысле обсуждают, думают про эту конференцию как про место собственного продвижения. На этой конференции всегда формулируются вопросы, которые значительно опережают и исследования, и практику сегодняшнего дня. В этом смысле, всегда ставятся вопросы таким образом, на которые сегодня нет ответа, ну или по крайней мере есть небольшие соображения по ним. И, соответственно, эта конференция ставит новые вопросы к уже поставленным, и определяет какие-то новые способы достижения. Вот основные отличия этой конференции, на мой взгляд.

- Каковы у Вас были ожидания от этой конференции? Удалось ли их реализовать?

- У нас сегодня выступление, и по итогам этого выступления хотелось бы получить отношение, т.к. мы ставим вопрос, достаточно нетревиальный, и хотелось бы получить на него отклик. В этом смысле, окончательное мнение о конференции сформируется после самого выступления. Мне была интересна на этой конференции определённая тема. Тема связана с содержанием и организацией современных школ. Она интересна, потому что мы размышляем над определением некоторых моделей современных школ, не образовательных практик, не образовательных систем, а более в таком организационно-содержательном плане модели современных школ, и условии, в которых они могут быть реализованы. Нам кажется, что сейчас это очень актуально. И те мероприятия, которые я посетил, они помогали мне осмысливать эту тему. Также думаю, что и моё участие помогало остальным. 

- Были ли на этой конференции события, значимые для Вас?

- События – это встречи с людьми и доклады. Получается, что были.

- Какое мероприятие в рамках этой конференции для Вас было наиболее интересным? 

- Вчера был проблемный симпозиум, имевший резко отличное от всех остальных название. Все остальные пытаются называть свои доклады так, чтобы в этом названии отражалась научная сущность доклада, работы.  У этого же симпозиума название было необычным, а именно «Как в очередной раз не собрать из мясорубки автомат Калашникова или Опыт проектирования новой школы». Мне стало интересно, смогли ли они сконструировать что-то отличное от автомата Калашникова, и, если это так, то почему им это удалось и что в итоге у них получилось. На мой взгляд, это было интересно. 

- Как, на Ваш взгляд, сегодня связывается то, что обсуждается на конференции, и то, что происходит в реальной действительности: в школе, в управлении, в повышении квалификации и др.?

- Из своих ощущений скажу следующее. Например, вчерашний доклад Рустама («Как в очередной раз не собрать из мясорубки автомат Калашникова или Опыт проектирования новой школы») о том, что они хотят создать школу, без учёта интереса окружения и без «вписывания» в политику местной власти, на мой взгляд, в современной ситуации, чревато самоубийством. Когда всё это дело начиналось, в конце 80х годов, власть, практически, потеряла все рычаги управления, была чисто формально. И поэтому, создание новых школ предполагало, что власть примет их, и будет считать их нормальными и своими. Мне кажется, что современная ситуация совершенно другая. Все, что не инициировано властью, то либо не выживет, либо будет очень трудно выживать. Вот такую связь вижу я. 

- Как Вы считаете, конференция «Практика развития» сама является практикой развития?

- Все зависит от практического восприятия конференции. Если ты её воспринимаешь как практику развития, тогда да. Например, для меня она является практикой, в которой происходит моё развитие. Ну по крайней мере, на этой конференции некоторые вещи для меня стали яснее. В этом смысле происходит некоторый шаг вперёд. Будет ли эта конференция практикой развития для общего образования? Скорее, она не будет такой мощной. Но люди, которые здесь побывали, и с ними произошло некоторое развитие, они на своих местах сделают шаги, которые приведут к развитию.

 

Вебер Галина Макаровна старший научный сотрудник центра прикладной методологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, г. Красноярск.

- На ваш взгляд, вопросы, обсуждаемые на конференции, связаны с реальной действительностью?

- Я хочу сказать, что какие-то связаны, какие-то - нет.  Но поскольку тема касается практики, поэтому вынужденность толкает на то, чтобы обращаться к пониманию, какие практики есть и как их использовать в последующем развитии образования.

- Как вы считаете, конференция задает вектор развития образования или же фиксирует и систематизирует настоящее положение дел?

- И то и другое, для того, чтобы задать вектор развития, нужно сначала понять, а что же мы имеем, то есть должно возникнуть понимание ситуации, понимание того, есть ли необходимость ее менять, и если она действительно есть, то в чем она заключается. Вследствие этого в голове строится представление об изменениях и о предмете изменений. И в конце, когда есть понимание, что нужно меняться и что конкретно менять, возникает вопрос - какой мы имеем ресурс для того, чтобы это реализовать и какие временные рамки понадобятся. Меня немного смущает на этой конференции то, что здесь мало директоров школ, таких вот звезд по краю и городу, ведь именно они создают политику образования, ведь они носители практики. Очень важно, если что-то здесь выработается, но носители будут вне этого, получается ведущее звено выпадет. Директоров-то может быть и много, а создают и реализовывают то, что мы обсуждаем, всего тридцать - и это очень малая доля. Поэтому очень важно, чтобы эти носители были здесь и в ходе работы корректировали все эти этапы. Вот сейчас будет школа-лаборатория, но где все те, к кому направленно все это? А ведь самое тревожное, если эти люди потеряли интерес к конференции, ведь еще три – пять лет назад этот зал нас еле вмешал, может сейчас просто идет какая-то смена поколений.

 

Юстус Татьяна Ивановна, руководитель дошкольной ступени гимназии № 1 "Универс", г. Красноярск.

- Как Вы думаете, эта конференция только фиксирует то, что сегодня происходит в образовании, или же задает вектор развития образования?

- Это конференция построена так, что не просто фиксирует то, что происходит. Это попытка анализа текущей ситуации с определением тенденций развития. Хотелось бы, чтобы это были новые возможности для развития. Потому что, если мы говорим о развитии, нам нужно искать точки изменений, которые возможны, выделять ориентиры для них. По дошкольной части это точно происходит.

- Данная конференция называется «Практики развития»? Как Вы думаете, сама она является практикой развития?

- Да, это видишь там, где получается хорошая коммуникация людей с разных позиций. Как между разными профессиями, так и внутри профессии. Я вижу, например, педагогов, которые прямо на конференции согласуют значимые для них понятия, даже принципы. В этом точно происходит развитие.

- Как, по Вашему мнению, соотносится то, что сегодня происходит в образовании, с тем, что сегодня обсуждается на конференции?

- В реальности много разного происходит. И, конечно, мы обсуждаем определенную вырезку реальности и рассматриваем ее с определенной точки зрения. Скорее мы обсуждаем прецеденты мест или точек развития. Общая картина ясна и понятна, но мы в этом пытаемся высмотреть точки роста, точки изменений и возможности для развития.

- Третий день идет конференция. Какие предварительные выводы для себя Вы можете сделать?

- Мне трудно, потому что я большей частью вижу только дошкольное направление. И здесь мы можем говорить, что появляется в крае сообщество людей, которые по-настоящему заняты развитием дошкольного образования. Конференция дала возможность для этого.

 

Муха Надежда Владимировна – заместитель директора по научно-методической работе средней общеобразовательной школы «Эврика-развитие», г. Томск.

- Как, на Ваш взгляд, сегодня связывается то, что обсуждается на конференции, и то, что происходит в реальной действительности: в школе, в управлении, в повышении квалификации и др.?

- Я думаю, что связывается только в определенной мере и степени. А именно в той, в которой мы готовы придумать такие механизмы действия детей, педагогов и управленцев, где контексты, которые обсуждаются, станут реальностью. Например, если мы обсуждаем свободу и ограничения, то должны понимать, что это не просто наша идеология и ценности построены таким образом,  а имеются в виду педагогические и управленческие механизмы, способные предоставить реальную свободу, обеспечивать результативность этой свободы во всём образовательном учреждении. Если мы продолжаем это обсуждать на уровне «хорошо или плохо», то от этого максимум, что можно получить – это морально-эстетическое удовольствие. А мы должны все эти деятельностные и другие практические вещи рассматривать как то, что станет нашей реальностью и действительностью. Хотелось бы такой обратной связи, благодаря которой можно понять, какие идеи и проекты можно реализовать на практике, а какие нет. Но опять же самое главное - проект образовательной программы нужно излагать так, чтобы это не осталось просто словами, а стало действительностью для всех.

- Сейчас идет уже 3 день конференции, какие выводы Вы можете сделать? Были ли какие-то ожидания, и удалось ли их реализовать?

- Так как сегодняшний день еще не закончился, трудно высказать какие-то общие выводы. Одним из моих ожиданий была возможность обсуждения с представителями других школ и учреждений, какие идеи и проекты реализуются и «приживаются», а какие нет. Поэтому очень интересно послушать, у кого какие имеются  попытки внедрения новых механизмов, возможно, построить другое видение и другую практику, а также эту практику закрепить. Сейчас мы не в ситуации конкуренции разных практик и разных школ, а в ситуации сотрудничества и взаимного интереса, то есть мы - люди из одного идеологического поля и должны делиться друг с другом идеями и какими-то ресурсами правильного построения нашей деятельности, чтобы двигаться быстрее. В какой-то степени это случилось, в какой-то степени нет.

 

Миллер Евгения Александровна – представитель Ачинского педагогического колледжа, заведующая кабинетом-лабораторией начального общего образования.

- Какие у Вас впечатления от работы конференции – это полезно, актуально? Больше для Вас лично или для Вашей профессиональной деятельности?

- Безусловно, актуально, ведь мы обсуждаем в рамках этой конференции практику развития, как профессионального образования, так и общего, и очень много нового выносится для каждого из нас. Конечно, в своей профессиональной деятельности мы учитываем опыт  других людей, возможности развития в профессиональной практике студентов, в образовании детей начальной школы, дошкольных учреждений. Любая такая конференция, где присутствуют разные точки зрения – это  всегда некий опыт, который можно использовать в собственной деятельности. 

- Сейчас идет уже 3 день конференции, какие выводы Вы можете сделать? Были ли какие-то ожидания, и удалось ли их реализовать?

- Здесь я поняла, что есть разные подходы, есть очень интересные идеи, к реализации которых нужно искать пути. Например, поскольку мы много говорили об ограничениях и свободах в рамках практики развития, то обозначилось большое количество субъективных позиций по этому вопросу, а именно где есть эти ограничения и как их преодолеть для того, чтобы сделать более интенсивным процесс развития. Все эти позиции очень интересные и требуют определенного времени для анализа, в этом, вероятно,  и заключается суть этой конференции, а именно в процессе обмена важной и полезной информацией, которую каждый из нас может в дальнейшем использовать в сфере своей профессиональной деятельности.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика