logo-conf-ippd-2

День первый

Виктор Эдуардович Пахальян, научный редактор журнала «Психологическая наука и образование», профессор, к.психол.н., г.Москва

Эта конференция посвящена индивидуальным инициативам в образовании. Считаете ли Вы, что индивидуальной инициативе в массовом образовании вообще есть место?

Индивидуальной инициативе есть место везде. И несмотря ни на что. И когда я прочитал название конференции, я обрадовался, что поставлен вопрос именно так. Все понимают, что чем формализованнее пространство, чем оно зарегулированнее, тем труднее проявлять инициативу. Но нет противоречия – нет и развития. Поэтому даже в таких условиях в любое время: и в советское, и сейчас - если человек правильно воспитан, образован, и у него все хорошо с психикой, он всегда будет проявлять индивидуальную инициативу вопреки. Потому что его сущность заключается в проявлении себя. А чтобы проявлять себя, нужно находить место, где проявлять себя. И учитель, и ребенок, и директор школы вынужден делать это. Иначе он психологически не чувствует себя нормальным человеком.

Как, по Вашему мнению, проявляется индивидуальная инициатива со стороны конкретного учителя, конкретного ученика, конкретного директора школы?

Во-первых, любой профессионал, как только получает «корочку» или сертификат, удостоверение, что он владеет чем-то,  что он профессионал, он берет на себя ответственность. И когда он что-то инициирует, то есть берет на себя ответственность, мы либо ему доверяем, как профессионалу, либо пытаемся помочь ему в этой инициативе. Единственный конструктивный путь – это создавать условия для того, чтобы он мог расти как профессионал. Одни растут медленно, другие растут быстро. И естественно возникает всегда противоречие между мной, который видит на 20 шагов вперед, и студентом, который не видит того, что очевидно. Но я, назвавшись учителем, преподавателем, не бешусь от этого, а получаю дополнительный мотив. Потому что задачи такого рода сложности я еще не решал. Как только человек начинает как-то проявлять себя, я говорю: «У него есть внутренняя потребность проявления себя». Значит, я могу помочь ему стать инициативным, не бояться проявлять себя, не бояться на себя брать ответственность.

Можете ли Вы назвать какие-либо полезные, значимые примеры индивидуальных инициатив в сфере управления образованием.

Любой директор школы берет на себя ответственность за то, что он создает уникальное образовательное учреждение. Потому что по-иному нельзя. Например, стоят две типовые школы на одной улице. Только одна – по левой стороне, другая – по правой. У них одинаковые здания. Персонал – одни и те же учителя, обученные в одном и том же пединституте. И дети из одних примерно семей: маленький город и все работают на градообразующем заводе. Но получаются разные результаты. Почему? Потому что в природе человека заложено стремление к проявлению индивидуальности. Если директор школы не будет этого делать, он не получит результата. Как бы он не был заформализован, боялся бы начальства, все равно будет стремиться показать лицо своей школы. Если у школы нет лица, то его снимут.

Как, по Вашему мнению, повлиял интернет на образование и индивидуальную инициативу в образовании?

Как у любого явления, есть две стороны: положительная и отрицательная. Нет абсолютно положительных или абсолютно отрицательных. С одной стороны, расширяется поле информационное, поле контакта, поле разнообразия эталонов, идеалов. Разные люди, разные способы подачи информации. С другой стороны, если человек не готов выбирать в этом поле и определять иерархии или ценности в этом поле, то он просто потонет. Как студент, который читает все книжки, которые ему дали в списке литературы, чем больше читает, тем больше он растворяется в этом. Потому что его в школе не научили вычленять главное и второстепенное, не учили строить иерархии. Одна из задач в образовании, которые я выполняю: я фактичекски обучаю в психологии находить главное и второстепенное, выбирать средства эффективные и неэффективные. Сама по себе информационная среда интернета – дополнительное условие и ничего большего: ничего нового она в принципе не дает кроме одного – многообразия возможностей.

 

Чиганова Елена Анатольевна, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к.п.н., г. Красноярск

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

На мой взгляд, если это не случится, то уже вообще ничего не случится. В этом смысле со словом «индивидуальная инициатива» будет то, специальное воспитанное в ребенке педагогическими средствами, семьей, учителем. Когда ситуация обостряется, мы сейчас говорим о кризисе образования, то, находятся точки опоры, на которые можно оперевшись двинуться дальше. Одной из точек опоры было грамотный управленец, умный учитель. Вот сейчас, мне кажется, инициатива охватывает все слои образовательного сообщества.

А есть ли какие-нибудь поддержки? Насколько они подлинны?

Если вы имеете ввиду поддержки на уровне образовательной политики, в условиях смены министерства пока сложно об этом говорить. Если рассматривать в качестве поддержки профессиональную ценность, то у нас есть шанс, потому что у управленцев и педагогов эта ценность есть.

Мы все время говорим об инициативе ученика. А известны ли Вам инициативы педагогические? Можете привести пример такой подлинно педагогической инициативы?

Мне кажется, масса инициатив педагогических. Когда мы активно осваивали ФГОСы, то фактически большинство школьных команд проявляли собственные инициативы формирования образовательной программы для школы, в написания школьной оценки системы качества. Другое дело, вот эта эксплуатация постоянного оптимизма сложна, поэтому это двигается как-то волнообразно. Больше всего меня беспокоит новое поколение, потому что старое поколение педагогов воспитано было в той ментальности, когда труд должен был приносить пользу обществу. Про новое поколение, насколько эта ценность передана, я не могу сейчас ответственно сказать. На самом деле, примеров много учительских инициатив.

 

Семенова Елена Владиленовна,  заведующий кафедры иностранных языков Лесосибирского педагогического института (филиал Сибирского Федерального Университета)

Первый вопрос. Тема этой конференции – индивидуальные инициативы в сфере образования. Как Вы думаете, есть ли место индивидуальной инициативе в сфере массового образования?

Самое интересное, что она всегда есть. Хотим мы того или нет. Если бы ее не было, тогда мы были бы «скованны одной цепью и связаны одной целью», как это в песне поется. Но, слава Богу, мы не такие. Мы все разные: у каждого свой индивидуальный путь к познанию, индивидуальные способы учения. И какие бы стандарты над нами не вершили бы судьбы наши, мы всегда идем своим путем. Инициатива всегда есть. Другое дело, что мы вынуждены делать и делаем то, что надо делать в рамках того же самого стандарта. Но в принципе у каждого все равно своя колея в познании.

Как Вы считаете, большее значение имеет инициатива ученика или инициатива преподавателя?

Я думаю, что в этом должен быть паритет. Договорные условия.

А как это должно проявляться?

Это очень сложно сделать. Мы, наверное, здесь и услышим. Но если мы будем прислушиваться больше к ученикам, к новому поколению и понимать, как они постигают этот мир и какие траектории инициативы выдвигают, может тогда что-то и нас сдвинется. Мы слишком много навязываем своего. Того, что сверху идет.

Как Вы думаете, как изменилась сфера образования и индивидуальная инициатива с появлением интернета?

Интернет – это большая ловушка для всех нас, большое испытание, огромный вызов, потому что обществознание меняется и само общество. Индивидуальная инициатива – стремление, желание познать, понять, осмыслить, интерпретировать. Интернет этого не дает. У нас дети, студенты просто живут в интернете. С клиповым мышлением очень много проблем, которые нужно решать.

Как Вы думаете, какие полезные и значимые инициативы есть в сфере управления образованием?

Это очень сложный вопрос. Честно, я не знаю ответа на этот вопрос. Потому что, когда люди приходят к власти они сильно меняются. И все то, что иногда говорится очень грамотно здесь, это все забывается. Как будто этого не было. Это мое многолетнее наблюдение. Власть очень портит людей, а управление – это власть.

 

Поливанова Катерина Николаевна, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.психол.н, профессор, г. Москва

Что в образовательном пространстве изменилось, кроме появления интернета? Есть ли неочевидные изменения?

Родители в гораздо меньшей степени сегодня, как мне представляется, участвуют в организации этого образовательного пространства. Во всяком случае, часть родителей.  Есть родители, которые очень серьёзно участвуют в том, чтобы организовать это самое пространство. Есть даже родители, которые забирают детей из школы и учат их сами - это про то же самое. Один день международного салона образования был посвящён именно родительским практикам работы с детьми.

Что я ещё могу сказать. Мы сделали исследование, в котором показали, что уличный досуг детей, в основном подростков изменился. В каком смысле? Если раньше очень много было рискованных действий, т.е. лазание по крышам, залезания в какие-нибудь заброшенные дома, на стройки, на кладбище сходить ночью и так далее, то сегодня подростки не сообщают о таких практиках. Мы им просто представляли описание, они говорили: «Не, у нас такого не бывает». Они в большей степени сидят в разного рода дешёвых кафе, например, в McDonalds, не покупая даже там ничего. И они компанией сидят в интернете. Потому что в McDonalds бесплатный интернет. Их время от времени выгоняют, когда много народу, охранники просят выйти, а так, в принципе, пропускают. То есть рискованное поведение, которое было развито в нашем детстве, передвинулось сегодня, скорее, в сторону общения.

Хотя появились такие экстремальные формы, они тоже были, в общем-то, как зацеперство... Зацеперы, руферы и так далее. Я думаю, что они были и раньше, но в массе у нас было больше вот таких околокриминальных проб, я бы сказала.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Мне кажется, что новые федеральные государственные образовательные стандарты стали говорить не только о предметных знаниях, а о надпредметных или метапредметных. Важно, что признана эта сфера. Потому что из химии, кроме H2O, я ничего не помню. Но, наверное, зачем-то я её учила, она меня чему-то научила, но не формулам. Формулы были материалом, чтобы у меня какое-то чудо в голове стало происходить. Вот стали говорить именно об этом, что, может быть, количество материала можно уменьшить, а количество обдумывания этого материала увеличить. Это в стандартах, в принципе, есть, хотя меньше чем хотелось бы. Например, свободный учебный план, когда я сам себе выбираю учебные предметы. Конечно, не может ребёнок в пятнадцать лет выбрать и спланировать, что он будет делать в тридцать. Но он точно знает, что он не хочет заниматься, например, химией и он её минимизирует. То есть, по крайней мере, он может отказаться от чего-то, что ему очень не нравится.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, в принципе, в правильном направлении. Может быть, недостаточно.

Вы предлагаете уменьшить количество тем и увеличить часы, верно?

Я предлагаю не увеличивать часы. Если вы меня спрашиваете, что я предлагаю - предлагаю уменьшить домашние задания - от них эффекта нет, показано уже. Я предлагаю уменьшить количество изучаемых тем. И я предлагаю больше думать над тем материалом, который ребёнку дают. Пусть мы выучим, например, один роман Толстого, но мы о нём поговорим и подумаем.

Под «больше думать» Вы подразумеваете больше уделять часов на тему?

Часов больше, наверное, не надо. Но у нас один из самых коротких по дням учебных годов. Продолжительность учебного года по дням и часам у нас едва ли не самая короткая в Европе. В Чехии, например, учатся с первого сентября до тридцатого июня, то есть у них всего два месяца каникул. А у нас три. Поэтому число часов в неделю я бы не увеличила, а лишний месяц я бы добавила.

 

 

Стойко Николай Геннадьевич, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики СПбГУ, д.юр.н., г. Санкт-Петербург

Как Вы считаете, есть ли место индивидуальным инициативам в массовом образовании?

Конечно, есть. Во всяком случае стандарты и образовательная программа позволяют это делать. Как для преподавателя, так и для студента. Если инициатива преподавателя и студента совпадают, тогда случается развитие.

В чем Вы видите индивидуальную инициативу в образовании?

Это могут быть вопросы, скажем, когда студент не без помощи преподавателя выбирает так называемую образовательную траекторию: какие дисциплины его конкретно интересуют, для чего они ему нужны (для овладения какими навыками, умениями, знаниями), в какой профессиональной области они будут применимы. Чтобы это был осознанный выбор, а не заданный сверху. Это не всегда случается, когда студент говорит: «Мне интересно». Это не совсем осознанный выбор, хотя интерес — это осознанная потребность. Он только так говорит, но осознанный выбор он не осуществляет, потому что он должен понимать. Студент, допустим, первого курса, если брать студента юридических ВУЗов, вряд ли понимает, зачем ему это нужно.

Как Вы считаете, как повлиял интернет на современное образование и на индивидуальную инициативу в образовательном процессе?

Если откровенно говорить применительно к юридическому образованию, то мне кажется, что пока никак не повлиял, потому что происходит только освоение этих способов обучения. Может быть как-то повлияет, если речь пойдет о какой-то кооперации или так называемом сетевом партнерстве между различными ВУЗами и группами студентов. Опыт такой есть. Современная техника позволяет. Я проводил, например, занятия со студентами из Красноярска и из Санкт-Петербурга, одновременно находясь в Санкт-Петербурге. Другое дело, насколько они осознанно пришли на мой спецкурс. Другой вопрос. По крайней мере то, что я читал, но я не могу быть в этом уверенным. Если студент имеет возможность с помощью интернета и современных технологий (сейчас появилось направление Smart-Learning помимо E-Learning), с помощью этой техники выбрать себе преподавателя, то почему бы и нет. Но дело в том, что это скорее всего средства, то, что помогает студенту и увеличивает его способность к доступу, количество ресурсов, которые для него становятся доступными. Что касается осознанного выбора и осознанного определения траектории своего развития… Повторяюсь: только то, что он может сравнивать, смотреть (если есть, что сравнивать и смотреть) с помощью интернета. Посмотреть программу просто – это одно. Посмотреть, есть ли какие-либо видеотеки и записи, если студент в принципе готов этот выбор осуществлять, то почему нет. Или если он знает, что есть какой-то курс и там есть замечательный специалист, то он с помощью интернета получат доступ, находясь где-нибудь во Владивостоке: может спокойно связаться с Санкт-Петербургом или Москвой, с ведущими ВУЗами.

Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы в Пермском Государственном Университете

Как Вы считаете, есть ли место индивидуальной инициативе в массовом образовании?

Первое, разумеется, есть. Потому что я только этим и занимаюсь в своей практической жизни. Второе, современные формы институционализации массового образования, каковыми являются школа, колледж, университет, - это все ненадолго: еще лет 10-15 и все это закончится. Образование будет устроено по-другому. С этой точки зрения, как раз индивидуальная инициатива: а) того, кто учит; и б) того, кто чему-то хочет научиться, - будет как спрос и предложение на рынке. Такую же функцию выполнять в этом новом образовательном пространстве. Сейчас все тенденции, тренды видны. Они набирают силу.

А какую альтернативу Вы видите наиболее удачной для замены массового образования, индивидуальным? Как это будет выглядеть?

Я поясню, что такое массовое образование сейчас. Представьте сейчас, что вы приходите в магазин. Берут вашу метрику и выдают вам согласно вашей метрики килограмм колбасы, килограмм хлеба, не спрашивая вас чего вы хотите: два килограмма бананов, картошку и тому прочее. Сейчас массовая школа выглядит так. Более того, вам говорят в какой магазин ходить: по месту жительства. Альтернатива очевидна – это большие образовательные Hubы. (Hub – английское слово такое – большой аэропорт), в которых сосредоточено огромное количество логистических связей на интернет ресурсы, на мастер-классы, на учебные курсы. Куда, с одной стороны, педагоги поставляют свои предложения, с другой стороны, учащиеся, родители, студенты выбирают. Это давно уже реализовано во всех отраслях жизни человека, кроме образования. Вы же приходите в гипермаркет и покупаете там огромный набор продуктов и не задумываетесь, потому что вам так интересно. Вам в голову не придет сейчас прийти в школу и сказать: «Вот это хочу, а вот это не хочу». Это переворот произойдет в ближайшие 15 лет. Это просто будет другая логистика, другие формы.

С приходом интернета в образование какие положительные изменения в этой сфере Вы можете назвать? И как это повлияло на инициативу в сфере образования?

Я буду говорить не про интернет, а про мир компьютеров как таковых. Первое, что произошло - знаменитый мир культуры Карла Поппера. Он сейчас воплощен в интернете. В интернете сейчас можно все. Правда Поппер не подозревал, что там кроме теоремы Виета и сонетов Петрарки можно найти порно и самоубийства. Но там есть все. Там есть сайты знакомств, там есть сайты, посвященные картинам Микеланджело. Это «все» находится в зоне одного клика. Это фантастическая скорость доступа просто сильно изменила игру человека и времени. Человек не привык что-то долго искать. Человек привык очень быстро перемещаться. Второе, поскольку информация стала доступна, она стала совершенно неинтересной. Информация как таковая, знание как таковое сейчас никого не интересуют. Информация зачем-то – это интересно. Поэтому на первый план выходит такое важное для образования понятие как интерес. Нет интереса – нет образования. Третий момент. Наверняка Вы играли в компьютерные игры. Программисты всегда думают, как будет думать новый геймер, который входит в игру. Они его завлекают тысячью разных способов. Они привыкли думать о потребителе. В отличие от педагогов у которых все одинаково, программисты придумывают тысячу ловушек, чтобы молодого незнающего особенности «Меча и магии» клиента завлечь в «Герои меча и магии». С этой точки зрения, они обладают совершенно фантастическим, современным педагогическим мышлением. Они все время думают о пользователе. Они думают о том, как он может поступить, какую приманку ему сделать, как сделать переход на следующий уровень более интересным, чем он был. Эту битву с программистами педагогам еще только предстоит, скорее всего, проиграть, потому что все, что можно в образовании сделать тренинговым образом, будет переведено на компьютерные тренинги. Решать квадратные уравнения не будет учить Марья Ивановна, учитель математики. Это спокойно может сделать компьютер.

Каспржак Анатолий Георгиевич, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании Института образования Высшей Школы Экономики

Считаете ли Вы, что индивидуальной инициативе в массовом образовании есть место?

Вы хотите, чтоб я ответил на тот вопрос, чему посвящена конференция. Это очень сложно, и, наверное, я не наберусь окаянства на этот вопрос ответить точно. Я знаю, что все развитие образования – это разрешение конфликта и поиск компромисса между индивидуальным и массовым. И в этом смысле мы рассматриваем один из аспектов этого конфликта. Индивидуальность всегда хочет, с одной стороны, оставаться индивидуальностью, с другой стороны, как-то уживаться в социуме. В этом смысле ничего нового в этой проблеме нет. И нельзя ожидать, что конференция эту проблему решит. Нужно, чтобы каждый решал свои проблемы на фоне этой общей ситуации. Я бы ответил так.

В чем тогда проявляется индивидуальная инициатива в образовании, как Вы думаете?

Понимаете, в чем дело. На разных субъектах по-разному. Если мы говорим о первокласснике, то, наверное, его индивидуальная инициатива связана с осознанием его как ученика. Или наоборот: его отказе от того, чтобы признавать себя учеником. Если мы говорим об учителях, то, как говорил Тубельский: «Поработав по канону, он начинает работать не так. И он это обоснует». Если мы говорим о директоре, то он предлагает свою модель школы, которая является компромиссом интересов многих субъектов, заинтересованных в деятельности этой школы. Так что поле для инициативы большое. И, слава Богу, что оно есть.

Сказав о том, что нынешняя конференция не способна решить конфликта массового и индивидуального образования, можете ли Вы сказать, что тема настоящей конференции вообще актуальна?

Я так понимаю, что это конференция, а не производственная собрание. В науке решить какую-либо проблему до конца невозможно. И я настаиваю на том, что как только будет появляться одно мнение, одно окончательное решение, конференции как таковые будут заменены производственными совещаниями. Конференция – для того чтобы я узнал, как умные люди, мнениям которых я доверяю или не очень доверяю, думают о той же проблеме, о которой думаю я. И это единственное место, где я (когда я говорю «я», имею в виду «каждый участник») могу соотнести собственное представление об инициативе в образовании с представлением, которое есть у тех людей, которые для него референты.

Можете ли Вы привести какие-либо примеры положительных индивидуальных инициатив в управлении образованием?

Их масса. Сегодня я говорил об эффективных моделях управления территориальными образовательными комплексами в городе Москве. Но ведь в 80-е гг. инициатива создания таких комплексов была Ефима Лазаревича Рачевского и Александра Лазаревича Руфкина, Евгения Александровича Ямбурга. Насколько я знаю, именно в это время появилась гимназия «Универс», которая по сути тоже является территориальным образовательным комплексом. Это индивидуальная инициатива директоров, которая была поддержана. И которая стала реальностью.

 

Урозаева Галина Васильевна, директор школы (г. Минусинск)

Эта конференция посвящена индивидуальной инициативе в сфере образования. Как Вы считаете, есть ли место индивидуальной инициативе в образовании вообще?

Думаю, место индивидуальной инициативе есть. Вопрос в том, что делать с остальными в массовой школе, насколько индивидуализация процесса характерна для массовой школы. Мне хотелось бы услышать для себя, какие пути для этого есть.

А как конкретно в Вашей школе Вы пытаетесь проявить индивидуализацию?

Сказать, конечно, сложновато. Для старшеклассников у нас есть индивидуальные учебные планы. Старшая ступень (10-11 класссы) составляют учебный план, который необходим именно им: выбирают профильные предметы, выбирают элективы. Так идет индивидуализация. Может быть это и небольшой процесс, но он есть.

Не считаете ли Вы, что негативные черты индивидуализации в образовании перевешивают положительные?

Я думаю, что яркой индивидуализации все равно сейчас нет. Поэтому сильных негативных черт пока не проявляется.

Считаете ли Вы, что индивидуальная инициатива может проявляться не только со стороны педагогов, но и со стороны учащихся? Если да, то в каком виде?

Может. Конечно, может. Некоторые дети настолько индивидуальны, что их вогнать в рамки общеобразовательной школы невозможно. Они понимают, чего они хотят и предъявляют претензии: например, этот момент для меня не нужный. Объяснить это мы можем только с позиции понимания, почему что-то нужно, а почему нет.

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика