logo-conf-ippd-2

День второй

Эльконин Борис Даниилович, заведующий лабораторией «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» Института РАО, вице-президент МАРО, д.психолог.н., профессор

Как Вы думаете, есть ли место индивидуальной инициативе в массовом образовании?

Его мало.

А в чем она может проявиться?

По-разному. В хороших случаях – требования своего пути, своего проекта. В старших классах –понимание того, что тебе больше нужно, что тебе меньше нужно. В трудных случаях – покурить, выпить. Ну, это не такая уж инициатива. Это начинается как подражание.

А как Вы видите индивидуальную инициативу учителей?

Есть такие учителя, которые строят особые методы, развивающие лучше. Их не устраивает содержание обучения. Во-вторых, есть учителя, которые перепреобразовывают пространство школы. И учителя, и управленцы. Эти две вещи я в Красноярске увидел.

Можете ли Вы назвать какие-либо положительные инициативы в сфере управления образованием?

Нет. По двум причинам. Я не очень знаком с этой сферой. А то, с чем я знаком, является отрицательными инициативами.

Можете ли Вы назвать примеры отрицательных инициатив?

Например, вот этот вот Московское слияние школ. Собирание их в одну. Мысль может казаться и неплохой, но то, как это делалось, управленчески неквалифицированно.

Воронцов Алексей Борисович, генеральный директор Открытого Института «Развивающее образование», г. Москва

Как Вы видите место индивидуальной инициативы в сфере массового образования?

В массовом образовании этого быть не может.

Почему?

Массовое образование заточено на массового ученика. Индивидуальную инициативу могут проявлять только дети, которые мотивированы на собственное образование. Если у него этого мотива, желания и способностей нет, то зачем ему эта инициатива. Есть учитель, который может все рассказать. Есть учебник – все можно прочитать. В массовой школе нет место инициативе. Расписание задано. Учебник задан. Учитель задан. Контрольная работа задана. Я спрашиваю, где инициатива.  В чем инициатива? Можно, конечно, лукавить. На самом деле – нельзя. А вот если Вы уйдете из массовой школы – закон это позволяет – и перейдете, предположим, не очно-заочное, заочное или на семейное образование, или на самообразование, то, хочешь не хочешь, придется выстраивать собственную траекторию. А для того, чтобы выстроить нужно инициативу проявить. Уже нет учителя, который тебя пинает и говорит: «К завтрашнему дню выучи параграф 25».

Какое влияние, по Вашему мнению, интернет оказал на инициативу в рамках образования?

Интернет сам по себе никак не оказал никакого влияния. Может оказать только одно влияние: цели и задачи, которые ребенок ставит перед своим образованием. Поскольку он субъект своего образования, то тогда интернет ему помогает. Если он - не субъект, то тогда зачем ему интернет. Тогда он во многом использует, проявляет инициативу за пределами школы, находясь в социальных сетях. Вот там он субъект. Вот там он проявляет инициативу. А как сделать так, чтобы интернет стал инструментом для проявления инициативы в обучении? Нужно уйти из школы.

Должен ли ребенок иметь собственную инициативу, по Вашему мнению?

По большинству – нет. Это только для людей, которые действительно распоряжаются собственной жизнью. Если это баран, и ему нравится быть в стаде, то, как решается эта ситуация? Как только вышла корова из стада, что делает пастух? Хлыстом бах! Она обратно встраивается. Как только из стада кто-то выходит, его обратно туда загоняют.  Есть те, кто с этим соглашаются, и есть те, кто с этим не соглашаются. Те, кто с этим не соглашаются, вынуждены из этого стада уйти. Поэтому это Ваш выбор: Вами управляют, и Вы тогда не субъект в этом большом механизме. И тогда не плачьте, что Вам задали столько учить, что вы сидите по 6 часов на уроках. Кто этот выбор сделал? Вы сделали. И не говорите: «Я ж занимаюсь спортом. Мне нужно по 5 часов тренироваться». Вы говорите: «Мама, переведи меня на другой режим обучения. Я не могу каждый день». При этом никто не снимает с Вас ответственности отчитаться перед школой за выполнение программы. Есть закон – есть программа. Поэтому раз в год пришли, отчитались, Вам поставили отметку, и идите занимайтесь целый год, чем хотите. Вы сами определяете, сколько идет на это, сколько на это идет, утро это будете делать или вечером. Все эти режимные моменты берете на себя. И если Вы, например, откладывали, откладывали, откладывали, хотя знаете, что Вам нужно завтра сдать, и вдруг Вам отключили свет, и Вы не смогли – это форс мажор. Значит, в следующий раз ты уже будешь думать: «Эх, нельзя напоследок оставлять». Такой опыт негативный должен быть. Человек должен столкнуться с ситуацией, что он планировал, а у него не получилось. А если у ребенка такого опыта нет, то он обязательно с ним столкнется уже во взрослой жизни. Поэтому инициатива всегда связана с ответственностью. А ответственность мало, кто хочет брать на себя. Поэтому инициативных людей не так много.

 

Сидорова Ксения Дмитриевна, центр изучения инновации в образовании Института образования Высшей Школы Экономики

Имеет ли, по Вашему мнению, место индивидуальная инициатива в массовом образовании?

Я думаю, что да: индивидуальная инициатива в массовом образовании имеет место быть. Но как и говорили некоторые докладчики на пленуме (Бухарова, Фрумин), что гораздо важнее обсуждать институциональные инициативы (изменения, инициативы от институций), а не от одного какого-либо конкретного человека. Гораздо действеннее.

В чем Вы видите проявление этой действенности?

Как показывают наши исследования в истории образования, которые мы проводим у нас в институте, изменения удаются тогда, когда двум разным организациям, двум разным институтам удается установить межведомственное взаимодействие. И тогда рождается действительно новая практика. Практика нового качества. Частные инициативы требуют очень больших, в том числе материальных, вложений. И таких прецедентов в нашей стране… Практика инвестирования или меценатства не очень развита.

Каким Вы видите влияния интернета  на  современную сферу массового образования и, в частности, на индивидуальную инициативу в образовании?

Вряд ли я смогу сказать как компетентный специалист. Я специально особо этой темой не интересуюсь, так что буду говорить свои мысли. Мне кажется, что интернет это другой материал, на котором начинают реализовываться все те же принципы. В этом смысле маленькие дети так учатся пользоваться интернетом и социальными сетями, как пользуются их родители. Поэтому одно дело, когда учителя пытаются сделать вид, что вайфая нет и нет безлимитного доступа к Google. Это странно. Но принципиально это ни на что не влияет – только отвлекает внимание. Это не угроза.

Какие индивидуальные инициативы в сфере управления образованием Вы могли бы назвать значимые, положительные? Или наоборот, отрицательными?

Я не знаю на счет Красноярска. Но в Москве и Санкт-Петербурге, центральной части России такой частной инициативой является частный Рыбаков Фонд, который финансирует большие проекты: такие как Платформа Образования. В виду очень большого потока денег абсолютно благотворительного (это не самоокупаемость или коммерция): деньги из бизнесов одних идут на социальные какие-то проекты. Это заметно. Насколько мне известно, в Красноярском крае таких ярких меценатов нет. Поэтому «индивидуальные инициативы в сфере образования» - это не очень точная формулировка.

 

Асташов Борис Алексеевич, заместитель директора по УВР МАОУ №10, г. Красноярск

Как Вы считаете, индивидуальной инициативе в образовании вообще есть место?

Конечно. Тем более что мероприятие, которое мы будем проводить во второй половине дня, - это наша индивидуальная инициатива. Индивидуальной инициативе в образовании всегда есть место. Практически все педагоги-новаторы – их индивидуальная инициатива в первую очередь.

Как Вы видите место индивидуальной инициативы в повседневном массовом образовании? В школе, например?

Как сказать. Разумная и полезная. Как говорят, самое страшное в армии – это дурак с инициативой. Инициативы, конечно, в этом плане разные бывают. Бывают инициативы не очень хорошие. Бывают работающие на пользу делу. Вот эти инициативы и должны быть.

Каким Вы видите влияние интернета на современное массовое образование? Как интернет повлиял на индивидуальную инициативу в массовом образовании?

Если говорить о том, как интернет работает в образовании. На мой взгляд, не очень сильно. Он облегчает работу учащимся для того, что называется «где-то копипастом передрать» информацию, сильно на эту тему не вдумываясь. Хотя тем, кто умеет этим пользоваться, он открывает очень большие возможности. Но в массе получается как? Раньше в библиотеке, для того чтобы что-то тупо переписать из книжки, ее нужно прочитать хотя бы. А в интернете можно что-то просто найти подходящее, особо не читая, скопировать. С одной стороны, это потенциально несет в себе значительные ресурсы: интернет позволяет много чего добиться в образовании. Но, на мой взгляд, пока это не очень понято, не очень осмыслено.

А как, по Вашему мнению, это должно выглядеть в идеале?

Например, применительно, к географии. Интернет может формировать у учащихся понимание, что они жители большой планеты. Потому что с помощью интернета мы можем показать, насколько велика Земля: у нас вот сейчас ранее утро, а где-то поздний вечер вчерашнего дня, и там люди еще гуляют на улице, а мы уже работаем. Интернет открывает доступ к тем ресурсам, которые раньше многим учителям были недоступны. И школьникам тоже. Раньше школьнику работать с архивными документами было практически нереально, потому что, чтобы пойти в архив ему нужно было разрешение, которое он точно не получит, поскольку он не специалист. Теперь очень многие документы отцифрованы и выложены в интернет, и школьник самостоятельно может провести историческое исследование. Для учителя открывается масса ресурсов, которыми он раньше не мог пользоваться. Не только это интернет. Это еще современная техника. Я на Ютубе наткнулся на подборку старых советских учебных фильмов. Они очень хорошие, замечательные, с педагогической точки зрения. И там такой комментарий: «Проклятые учителя. Если бы мне показали эти фильмы раньше, когда я в школе учился, я б отличником был». А учителя не проклятые! Они не могли ему показать, потому что в то время, когда он учился в школе, эти фильмы можно было показать только на кинопленке. Киноаппарат в школе был, как правило, один, и, как правило, в кабинете физики. То есть, для того чтобы показать учебный фильм по биологии, нужно было учителя физики из кабинета попросить на это время. Привести детей в этот кабинет и показать им фильм. Сейчас это можно сделать в любом кабинете. Фактически, нужен только компьютер. И опять же далеко не каждый учитель может пользоваться кинопроектором. То есть нужен был учитель физики, который умеет в этот кинопроектор пленку зарядить. Современная техника позволяет все эти проблемы решать. Сейчас обсуждают интернет образование: мы посадим учителей, они проведут уроки, эти уроки будут транслироваться во все недоразвитые районы, и там у нас качество образования повысится. С другой стороны, я смотрю на эти уроки и пытаюсь ответить на вопрос: что там есть такого, чего не умеют делать обычные учителя. Те же самые говорящие головы, только это все показывают по телевизору. К примеру, я - директор школы. Почему я должен уволить своего учителя и показывать вот этого человека? Они делают ровно тоже самое. Вот если бы в этих уроках можно было бы использовать какие-либо возможности современной техники, визуализацию какую-нибудь, еще что-нибудь, а так такая же говорящая голова. Получается, что заменить интернет-учителем живого учителя, это как при живой жене в дом любовницу привести.

 

Болотов Виктор Александрович, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор, г. Москва.

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности на самом деле актуальным?

Сверхактуально, потому что, если мы хотим, чтобы наши выпускники общего и высшего образования могли прикинуть свою деятельность, то, они сначала должны проектировать свою образовательную деятельность. Для того, чтобы проектировать свою собственную образовательную деятельность, необходима организация образовательного процесса.

Встречают ли индивидуальные инициативы какое-либо сопротивление? Если есть, то в чем оно выражается?

Понятно, что встречают. Начальству всегда удобнее работать с теми, кто по приказу копает от забора и до обеда, а не те, которые придумывают какие-то новшества. В этом плане начальству удобнее работать с послушными, чем с инициативными. Инициативные директора школ неудобны районному начальству, районные начальники неудобны другому начальству, учитель неудобен директору школы, но на самом деле это означает, что сложно диалог налажен между разными факторами, деятелями по поводу той или иной инновации. Должна быть совместная работа начальников, исполнителей, где принимается решение по поводу введения той или иной инновации.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Профильная школа – когда люди могут выбирать профиль; компьютеризация – без компьютера уже невозможно жить в школе; отказ от домашних заданий в начальной школе, правда, не везде выполняется, а вообще, полезная затея. Хорошие, но пока первые шаги делает ситуация с сетевым взаимодействием образовательного учреждения.

 

Сергоманов Павел Аркадьевич, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», к.психол.н., г. Москва.

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Да, я считаю это актуальным. Этому есть место в образовании, если профессионалы объединятся и что-нибудь хорошее придумают.

Что в образовательном пространстве изменилось кроме появления интернета? Интернет очевидно изменил образовательное пространство, а есть ли неочевидные изменения?

Действительно, интернет изменил, я тут согласен. Есть изменения в законодательстве, но они еще не очень хорошо приживаются в практике. Это касается семейной формы обучения, самообразования, как отдельной формы получения образования, это касается статьи 15, сетевой формы организации образовательных программ.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

На примере приоритетного проекта правительства по строительству школ, можно получить хорошие инициативы о строительстве школ нового поколения, школ XXI века.

 

Фрумин Исак Давидович, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор, г. Москва

Что в образовательном пространстве изменилось, кроме появления интернета? Есть ли неочевидные изменения?

Да. Если под интернетом вы понимаете в целом цифровые технологии, то помимо них изменилась структура семьи, в которой дети рождаются и воспитываются, а это тоже часть образовательного пространства. Всё меньше детей воспитываются в семьях с бабушками, это очень важная тема. И второе - во многих школах стало появляться очень много детей разных культур: такая интернационализация и «многокультуризация»

Встречают ли индивидуальные инициативы какие-либо поддержки? Насколько они подлинны? Как понять, не является ли это просто словами, а на деле все не так.

Если мы говорим про инициативу учеников, они как не встречались, так и не встречаются. Если про инициативы учителей, новаторов всяких, то, я думаю, что примерно также как и раньше. Был период большого всплеска внимания к инициативам, но он завершился. И сейчас период такой ровно безразличный: инициативы не встречают сверхсопротивления, но и не встречают серьёзной поддержки

А вам известны инициативы именно педагогические? Можете привести пример такой подлинно педагогической инициативы?

Конечно. Мне больше всего сейчас известны инициативы в области дополнительного образования, а не основных дисциплин. Ну и вузовского. В школе я, честно говоря, сейчас хуже понимаю, что происходит. А в области дополнительного образования очень много всяких курсов, программ, которые связаны с освоением пространства. Например, город дети осваивают. Была такая прекрасная инициатива «Москва глазами инженера». Это просто экскурсии детей, которые изучают, как мосты устроены, например. Это на самом деле очень серьёзная образовательная инициатива.

 

Cмирнова Елена Олеговна, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, д.психол.н., профессор, г. Москва

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности  на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Это очень зависит от конкретной школы или сада или педагога. Есть педагоги, которые приветствуют эту инициативу и пытаются её раскачать. А есть педагоги, которые наоборот её давят. То есть мне трудно ответить вообще за всё образовательное пространство. Нынешняя ситуация дифференцирована и очень разная. Такой разброс между ценностями, возможностями и программами, что вообще ответить очень трудно. В государстве, скорее всего, нет. Но бывают отдельные школы, в которых есть.

Встречают ли индивидуальные инициативы какое-либо сопротивление? Если да, то в чем оно выражается?

Это зависит от качества и уровня инициативы. Мне трудно говорить вообще... Например, протестные движения - это, конечно, инициатива, и оно встречает ещё какое сопротивление - за это и сажают, и разгоняют.

А если говорить о школах?

Если, например, дети создают какой-нибудь кружок сами или выражают какой-то интерес, наверное, это приветствуется. А если инициатива какая-то асоциальная, то, наверное, нет. Понимаете, тут трудно говорить вообще, без конкретных случаев и без  содержания.

Мы все время говорим об инициативе ученика. А известны ли Вам инициативы педагогические? Можете привести пример такой подлинно педагогической инициативы?

Только что обсуждалась программа, которую у вас реализует Татьяна Юстус - очень мощная педагогическая инициатива. Они перестраивают всю систему дошкольного образования, у них совсем новый детский сад. И правильно перестраивают. И это, вроде как, приветствуется, потому что их начальство, т.е. гимназия, всё приветствует и поддерживает. Всё зависит ведь от конкретных людей и от людей наверху

Что в образовательном пространстве изменилось, помимо появления интернета? Есть ли неочевидные изменения?

Опять же очень трудно сказать за всё образовательное пространство. Я-то, вообще, дошкольный педагог и к школе мало имею отношения, а к детским садам - да. И вижу там такую борьбу советских и европейских тенденций - это очевидно. Советских - это такая дисциплинарная модель, учебная модель, преждевременное обучение дошкольников. А с другой стороны тенденция к освобождению детей от таких вот обязанностей и предоставление условий для свободной игры, свободных видов деятельности. Но второе это направление только пробивается и встречает большое

 

Кунстман Екатерина Петровна. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, к.п.н.

Что в образовательном пространстве изменилось, помимо появления интернета? Есть ли неочевидные изменения?

Студенты стали другие. Сегодня в связи с тем, что педагогическая профессия теряет статус, ребята приходят в университет не за педагогической профессией, а для того, чтобы получить высшее образование. Это, конечно, очень сильно изменяет вообще всю работу с ними. Их мотивировать в процессе работы очень сложно. Т.е. изменился сам студент и, наверное, школьник тоже

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Если говорить о нашем вузе конкретно, то у нас есть очень хорошая инициатива - организация педагогической интернатуры. Она предполагает увеличение количества времени, которое студент проводит на месте будущей работы. Это и супервизорство, и часть дисциплин мы ведём на тех базах практик, куда они потом, возможно, пойдут работать. Заказы от предприятия мы получаем, от школы либо от центра, где ребята практикуются. Есть заказ на решение какой-то проблемы, и у студентов потом эта проблема становится темой выпускной квалификационной работы. Я считаю, что это очень полезная педагогическая инициатива

 

Полевая Светлана Павловна. Учитель истории

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности  на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Я считаю, что довольно-таки актуальный, место есть, хотя сейчас не уделяют достаточно внимания этому вопросу, особенно в школе. Индивидуальная инициатива - это признак и показатель идентификации себя в образовании. Т.е. если ребёнок инициативен, если он инициативен по собственной воле, а не потому что его принуждают, это уже говорит о его настроенности на дальнейшее будущее и о его определении в жизни. Поэтому я считаю, что это очень важный вопрос в образовании, но он не так освещён, как хотелось бы.

Встречают ли индивидуальные инициативы какие-либо подлинные поддержки?

Скорее нет, чем да. Потому что, как я уже сказала, вопрос об индивидуальной инициативности мало освещён, особенно в школьном образовании. А школьное образование - это основа. Если откуда и нужно начинать, то именно со школьного образования. И школа всё-таки пока подвержена системе. Системе, которая сложилась очень давно. Поэтому об индивидуальной инициативе там, скажем так, мало говорят и мало создают форм для этого. Поэтому, думаю, что всё-таки этим вопросом нужно заниматься более серьёзно и начать именно со школы

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Это вопрос спорный, потому что нам все инициативы в системе образования приходят сверху. А назвать инициативы, приходящие сверху инициативами довольно-таки трудно. Наверное, проектирование - это как раз тот сегмент, который можно назвать инициативой. Проектирование в системе образования - это уже устаканившийся сегмент, который можно назвать инициативным. И инициатива эта исходит с низов, скажем так, а не сверху навязанная.

сопротивление и родителей, и органов управления.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика