logo-conf-ippd-2

Малые пленумы

Д.Л.Константиновский
"Какой результат мы производим: выравнивание возможнойстей или рост неравенства?"

"Я очень рад, что стольких людей заинтересовал мой доклад, я им благодарен. Ведь мы работаем не для себя, а для того, чтобы наши исследования приносили кому-то пользу. Я давно начал изучать тему, заявленную в докладе. И сейчас я вернулся к ней после некоторого перерыва, когда, изучая динамический ряд, на который я опираюсь в своем докладе, на протяжении многих лет, обнаружил социальную дифференциацию, которая меня поразила. Собственно она и стала основой моего сегодняшнего выступления"

 

Е.В.Бондаревская
"Гуманитарный подход к оцениванию результатов образования"

"Я удовлетворена прошедшим пленумом, думаю, мне удалось донести свои мысли до слушателей, так как они задавали осмысленные вопросы, высказывались по существу по поводу глубоких нерешенных проблем современного образования, и это свидетельствует об открытости слушателей новым идеям".

Основные тезисы доклада

Оценивать результаты образования нужно не только по интеллектуальному развитию ребёнка, но и исходя из представлений о качествах человека, которые формируются в процессе образования. Качества человека - главный критерий оценки результатов воспитания. Они должны оцениваться гуманитарными методами и на основе гуманитарных критериев, в качестве которых выступают, во-первых, личностное развитие человека, ядром которого является ценностно-смысловое развитие и развитие субъектности. Во-вторых, ключевые компетенции, которые необходимы ребёнку для понимания сущностных проблем своей жизни, и прежде всего гуманитарные компетенции, которые указывают на понимание человека, на отношение к нему как к субъекту жизни, истории и культуры. И в-третьих, это воспитанность личности как человека культуры, которая базируется на трёх компонентах: социально-гражданская, духовно-нравственная и индивидуально-личностная зрелость.

 

Е.О.Смирнова
Результаты дошкольного образования

Основной проблемой автор выделил неэффективность нравственного воспитания традиционной системы образования. Большинство методик слишком идеологизированны, основаны на теоретическом знании "что такое хорошо, что такое плохо". Усвоение и запоминание моральных норм не есть основа нравственности. Автор опирается на идеи Выгодского: "Морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально". Главным направлением воспитания доктор психологических наук видит развитие личности через класс психических явлений и состояний, в которых нет физической активности ребенка, но есть проявление личности. К этому классу относятся переживания. Переживания рассматриваются как пассивный отклик на что-либо, как единство объективного познания, степени причастности.

Еще одной проблемой выделена степень самооценки детей. Исследования, проведенные на группе детей, отличающихся агрессивностью, обидчивостью, демонстративностью, а также застенчивостью, показали, что все эти дети, с казалось бы полюсарно разными проблемами, имеют гипертрофированную самооценку, излишнюю фиксацию на себе, выработанную "поощрительно-наказательной" системой.

Выступление аудитории понравилось своей актуальностью, эмоциональностью подачи материала. Особо ценно, что докладчик является первоисточником идеи, что привносит некую яркую нить в подачу информации.

Данная проблема поднимается уже не первый год, но остается актуальной и сегодня.

 

С.А.Смирнов
"Образовательные результаты в категориях антропологического дискурса"

В антропологии мы привыкли обсуждать сложившееся в человеке, но в этой ситуации мы приходим к утере ориентиров. Ребенок сегодня берет образцы из СМИ, интернета, но это не те ориентиры, которые он должен бы получать. Правильные ему брать негде. Школа ориентиров не дает, семья утратила эту функцию. Образование закостенело. Если замахиваться на то, чтобы вернуться к человеку, надо искать адекватные тактики. На языке антропологии это может быть такое понятие, как антропоидный картоид - вынесенный из человека способ его деятельности, переходы, но не являющийся частью его существа. Событие перехода - вещь достаточно индивидуальная. Человек понимает, что ему нужно делать то, чего раньше он не делал и к чему не готов. Происходит ситуация <обнуления>, и он должен учиться всему заново. Образовательные акты должны быть описаны на языке образов (понятие трансфигурации). Если не будет практики преображения, то институты образования пора закрывать.

- Судя по вопросам и репликам, ваш доклад не всем оказался понятен, как вы думаете почему?

Смирнов С.А.:

- Я же сам в проблемной ситуации - языка нет. Я сам полунемой. Вынужден искать слова, подбирать фразы, строить выражения. Понимаю, что вчерашние слова и представления о человеке никуда не годны, и все в этом признаются. Сегодня строится новая антропология. Есть умные люди, которые, слава Богу, этим занимаются. А пока я попадаю в ситуацию полунемого, а мои собеседники при этом оказываются в еще более сложной ситуации.

Впечатления о докладе

Аронов А.М.:

- Как всегда Сергей Алевтинович сделал такой прорывной доклад, многослойный, с глубокими культурными свойствами. Самое главное, надо обозначать некоторые горизонты. Он ведет глубокую разведку того, что еще не стало культурным. Такие люди - это наши флагманы, наше будущее. Пока это не стало актуальным, это хорошо. Педагогика всегда обсуждает зону ближайшего развития, а он работает в зоне дальнего развития, и это вселяет большой оптимизм.

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика