И.Д. Фрумин (советник по образованию Всемирного банка реконструкции и развития, д.п.н., г. Москва). Основные тезисы доклада Несмотря на то, что на вчерашней экспертной дискуссии пришили к выводу, что школа отвечает только за то, чтобы ребенок поступил в ВУЗ, в докладах А.Г. Хлопонина и А.М. Клешко прозвучала идея о том, что образование имеет более широкие рамки – социально-экономические. То есть школьное образование – это та рамка, в которой можно оценивать движение, которое происходит с ребенком с точки зрения социально-экономического развития. Докладчик имеет опыт работы с экспертами Всемирного банка, которые подготовили важный документ, который является ежегодным: доклад о мировом развитии. В 2007 году тематика доклада обращена к проблеме молодежи: «Социально-экономическое развитие и следующее поколение». Обращение мирового сообщества к этой теме неслучайно: в 2000-е годы по сравнению с предыдущими поколениями отмечается рост молодого поколения. Важнейший вопрос: что с ними делать? Этот колоссальный потенциал необходимо использовать. Докладчик выделил две позиции: • большое количество молодежи (одновременно: риски и возможности) • успех в распространении образования, который может создать вызовы в будущем. Эксперты Всемирного банка считают, что юношеский возраст – это не вершина детства, а переход к взрослой жизни. Соответственно возникает вопрос – как можно управлять этим переходом и возможно ли им управлять вообще? Еще один вопрос: какова роль образования в этом случае? Докладчик выделил пять переходов: • ПЕРЕХОД К УЧЕНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ • ПЕРЕХОД В МИР РАБОТЫ • ПЕРЕХОД К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ • ПЕРЕХОД ОТ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ • ПЕРЕХОД К ДРУГОМУ СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ Эти переходы «как бы тащат человека». На конференции обсуждаются вопросы внутреннего развития человека, игнорируя при этом интеллектуальное развитие и внешний (социально-экономический) контекст. Однако именно внешний контекст перетаскивает человека через переходы, и это объективно. При этом происходят и субъективные процессы:
Интересный вопрос – о взаимосвязи этих процессов. Пока он остается без ответа. Так вот внутреннее развитие является важным ресурсом управления переходами. Выделяется 4 основных инструмента управления переходами:
Разные группы молодежи двигаются в переходах по-разному. Измерения переходов (докладчика смущает термин «измерение») зависят от следующих факторов: А) гендерный Б) социальное положение (особенно актуально в России за последние 10-15 лет) В) этнические группы Г) мигранты Ключевая задача, которая стоит перед государством – не только обеспечение возможностей (что может привести к риску повторения ситуации во Франции, когда у молодежи отсутствует мотивация к конкуренции), но, скорее, формирование потенциала. Важно научить принимать правильное решение о дальнейшей трудовой деятельности, чтобы не происходило завышения самооценки. В этом смысле дискуссии о творческом развитии становятся бессмысленными. Докладчик предложил вопросы для обсуждения, которые, очевидно, будут обсуждаться на экспертной дискуссии. Подробнее смотрите в презентации.
А.А. Пинский (директор центра социально-экономического развития школы Высшей школы экономики, к.п.н., г. Москва). Содержание доклада можно проследить по презентации. Выделим несколько важнейших тезисов докладчика. Реформирование образование РФ стартовало одновременно с нашими соседями из Ближнего Зарубежья. Если сначала страны ЦВЕ (центральной Восточной Европы) ориентировались на то, что происходит в России, то сейчас ситуация изменилась. «Их» образовательные реформы по крайней мере на шаг впереди аналогичных реформ в России. Это связано с тем, что до сих пор нет законодательной базы, регулирующей введение подушевого финансирования школ, тормозится система реформирования оплаты труда учителей, не происходит роста автономии школы (она по-прежнему зависит от районо и гороно), причем такая автономия должна, по мнению докладчика, сочетаться с активным общественным участием (Попечительские советы и тп.). Кроме того, до сих пор образовательные стандарты не ориентируются на становление компетентности, а только декларируют его. Это можно отследить по существующим принципам оценивания. На фоне общей ситуации с реформированием образования по России выгодно отличается ситуация в Красноярском крае, где существует много инновационных программ. Именно этот фактор докладчик отнес к позитивным –фактор внедрения образовательных реформ на региональном уровне. Ключевая идея – необходимо институциональное стимулирование: создание организационно-экономических механизмов, которые будут стимулировать рост качества и развития школы. Именно об этом постоянно говорит Президент России В.В. Путин.
|