Малый пленум. «Социология школьной отметки»

Собкин Владимир Самуилович, директор Института социологии образования РАО, академик РАО, д. психол. н. (Москва) sobkin
Свой доклад на малом пленарном заседании Владимир Самуилович начал с некоторой проблематизации, постановки вопроса, возникшего из его наблюдений и исследований:
Почему на этапе дошкольного возраста родители отказываются от чтения книг своим детям, читаю всё меньше и меньше? Пытаясь ответить на этот вопрос, он предположил, что посредническая функция у родителей со временем начинает угасать. Интересный момент в том, что особенно резко уменьшается процент родителей, читающих детям поэзию, стихи. А ведь когда взрослый читает ребенку поэтический текст, он интонирует его, он изменят текст и сам изменяется, читая. И в этом - особое посредничество, особое взаимодействие, которое устанавливает эмоционально-смысловые связи, которые изменяют самого посредника. Так же как и на уроке, когда учитель преподает, он поставлен в ситуацию особых отношений общественного взрослого и ребенка.
«Я убежден, что это отношение, взаимные реакции на содержание не только в гуманитарном знании, но и в естественно-научном - очень важная часть образования, которой не всегда уделяют достаточно внимания», - продолжил Собкин.
А после он представил полученные в результате его социологического исследования данные, которые, как и все доклады Владимира Самуиловича, вызвали бурную реакцию участников пленума.
«Исследование учеников основной школы, касающееся отметки - очень важная сейчас проблема. Ведь отметка – это обыденная, повседневная, неотъемлемая реальность учебного процесса».
К размышлению собравшихся в докладе был представлен эмпирический материал и выводы, которые позволили обратиться к следующим вопросам и пробам ответов на них:
Почему академическая успешность мальчиков ниже, чем у девочек?
С возрастом растет число троечников и уменьшается число отличников. Переломным моментом является 7 класс. До 7 класса преобладает «ситуация успешности», когда доминируют успешные. После 7 класса ребенок оказывается в ситуации, где доминируют неуспешные, когда «посредственный ученик» становится средним, обычным, то есть меняется сама атмосфера обучения. В частности у мальчиков «доминанта неуспешности» наблюдается в 6 классе, у девочек – до 9 класса доминируют всё же более успешные в учебе.
Как же реагирую дети на оценки?
«Успевающие отмечают объективность учителей в их оценивании, а вот троечники не видят объективности и адекватности оценивания, что наслаивает психологическое отношение к системе оценивания».
Также Собкин отметил, что «с возрастом тотально меняется отношение к учителю, его функция как общественного взрослого снижается. Это отношение зависит и от успеваемости ученика».
Другой важный вывод о влиянии отметки Владимир Самуилович сформулировал так: «Чем выше академическая успешность ребенка, тем выше его способность выражать и отстаивать свою точку зрения». Данное утверждение говорит об актуальной проблеме: «вроде бы мы должны подтягивать слабого, втягивать его в учебную деятельность, но система оценивания академически неуспевающих не позволяет этого делать. Получается, что пространство выстроено как система социальных отношений, а не как система построения учебной деятельности».
После представления данных исследования, на пленуме развернулась дискуссия относительно успеваемости девочек и мальчиков, участники попытались найти объяснение различиям в успеваемости мальчиков и девочек.
В завершении пленарного заседания Катерина Николаевна Поливанова прокомментировала данные исследования: «Ведь распределение оценок должно быть нормальным, в пределах нормы, но оно не нормальное, и получается, что наша практика идет в этом ненормальном распределении, эта повседневность учебного процесса построена ненормально».
Анатолий Георгиевич Каспражак, отвечая на первый вопрос о чтении поэзии, предположил, что причина лежит в том, что «с определенного возраста просто читать нечего: взрослые стихи читать еще рано, адругих – нет». А, продолжая идею Катерины Николаевны о несостоятельности системы оценивания и вообще устройства современной школы, добавил: «Как мы видим, в 7 классе происходят все переломы, которые мы видим в данных исследования. А, может, не надо исследовать, нужно менять, поступим как в Америке: школа 1-6, потом 7-12 (классы)?»
На что Владимир Самуилович, ответил, соглашаясь и завершая заседание, что «школу надо резать по-другому. Дети расходятся, меняются иначе, нежели сейчас устроена школа. Только так возможно разрешение. Но решиться на эти кардинальные изменения структуры школы при существующих стандартах, нынешней системе образования скорее невозможно…»