Развивающее обучение: инициативность, самостоятельность, ответственность. Базовые основания переноса развивающего обучения в высшую школу

vasilev Васильев Виктор Георгиевич 

 зав. базовой кафедрой «Педагогика развития» ИППС СФУ, профессор, к. физ.-мат. н. 

В своем докладе Виктор Георгиевич поднял тему переноса системы развивающего обучения на высшую школу. То есть он говорит о том, что нужно по системе развивающего обучения обучать педагогов развивающего обучения (РО), ведь большинство выпускников школ, поступающих на данное направление, обучались не по системе РО.

Основной целью Виктор Георгиевич ставит развитие у студентов теоретического мышления, обучение педагогов по системе Эльконина-Давыдова.

По его мнению, сначала ставится задача развития, а потом она решается и разворачивается на предметном материале.

Так же Виктор Георгиевич ставит несколько базовых задач, это:
- Определение цели.

- Решение ключевой проблемы – проблемы возраста. Нужно определить базовую потребность, лежащую в основе возраста и определить ведущую деятельность.

- Определить основной метод РО в профессиональном образовании.

- Определить основные риски.

Кроме того были выделены три базовые компетенции:

  1. Теоретическое мышление, как способность к особым типам обобщения и рефлексии, умение действовать в неопределенной ситуации, ставить цели и задачи.

  2. Инновационность, как умение создавать что-то новое и реализовывать свои идеи и собственные образовательные траектории, строить и удерживать индивидуальную позицию.

  3. Коммуникативность, как способность к понимающему взаимодействию, умению работать с информацией, умению работать в команде и против команды.

В заключении Виктор Георгиевич выделил главные умения, которые нужно развивать, это:

- Видеть целое.

- Видеть суть.

- Предвидеть будущее («реконструкция будущего»).

- Организовывать деятельность, в том числе разделение интеллектуального труда.

 

Юлия Геннадьевна Юдина yudina

доцент базовой кафедры «Педагогика развития» ИППС СФУ, к.п.н.

Доклад начался с раскрытия истоков интереса к проблеме — это необходимость понимания теоретического основания для разработки и реализации развивающих технологий для студентов, а так же то, что проблема генезиса рефлексии решена частично, особенно по отношению к подростковому и юношескому возрастам.

Далее Юлия Геннадьевна говорит о типе мышления будущих педагогов-психологов, раскрывает особенность мышления, а именно о многопозиционном мышлении, работающим со множеством противоречий.

В заключительной части доклада Юлия Геннадьевна рассматривает Генезис с нескольких аспектов и приводит схемы. Этими аспектами являются:

 

- Рассмотрение итогов каждого возраста.

- Изучение достижения прошлых возрастов.

Далее идут схемы, первая схема для младшего возраста, в которой ребенок осознает, что его знания нужно пополнять, потому что что-то он знает, а что-то нет. И другой человек выступает в роли учителя. На первое место ставится познавательная потребность

Следующая схема для подросткового возраста, в ней идет взаимосвязь понятий «я как другой» и «я как все» с понятием «другой, как автор». Основной потребностью ставится стремление выделить себя из общего строя, быть не как все.

Последняя схема для юношеского возраста. В ней показана взаимосвязь «Я созидающий новое в реальности» и «Я функционирующий в существующей реальности» с понятием «Другой, как успешный новатор». И тут, по мнению Юлии Геннадьевны, на первом месте «созидающая рефлексия».