26 апреля. День второй

elkoninbЭльконин Борис Данилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией ПИ РАО, г. Москвы

Скажите, пожалуйста, что такое, на Ваш взгляд, развивающее обучение?

Обучение, в котором ставится задача, перехода на высокие ступени интеллекта, но не только ставится, но и устраивается, т. е. строится условие, проработана технология и т. д. Чтобы Вам было понятнее, я приведу пример, можно?

Да, конечно, будем очень признательны.

(показывает указательный палец). Сколько?

Один.

А наши бы дети сказали: «В зависимости от того, как вы будите выстраивать единицу - это и 3 фаланги, и 10 сантиметров, и одна шестнадцатая часть руки. Вот это и называется мышлением.

На Ваш взгляд, что дает развивающее обучение ребенку?

Если говорить по книгам, то новообразование младшего школьного возраста - это анализ, рефлексия и планирование. То есть человек, прошедший определенные ступени и степени работы. Первое - не бросается решать задачу, смотрит на ее подоплеку, может схематически выстроить план и занят поиском существенного отношения.

Как объяснить то, что еще небольшое количество школ перешло на развивающее обучение?

Говоря менее деликатно, мало школ, в 95 году было 13% всех российских школ, а сейчас только 3%. За финальное объяснение я не берусь, просто надо быть социологом, т.е. надо провести определенное исследование. Это трудно, учителям трудно переучиваться, а директорам - выделять деньги. Например, поездка в Москву из Сахалина на 5 дней с проживанием будет стоить 30 000 рублей, это дорого.

Что, на Ваш взгляд, влияет на развитие ребенка?

Хочется сказать - лень, но не буду. Вместе с ребенком развивается его взрослый: если родитель смог стать своим ребенку, если учитель смог стать своим ребенку. Посмотрите кругом сколько родителей в консультациях, а они не умеют стать своим собственному ребенку. Тот, кто стал своим, тот и влияет.

Как Вы считаете, школа как формальный институт перестанет существовать?

Как определенный институт, связанный существующими отношениями с властью и управлением, перестанет. Как институт, в котором удерживается и воссоздается энергия жизни человека определенной, никогда не перестанет.

А если перестанет, во что перельется тогда? Во что перейдет?

В детские центры, т.е в центры детского развития, где будет работать консилиум обучения и не только обучения, например, терапия в смысле восстановления есть сопровождение. Естьигровая форма организации жизни, есть продуктивная форма организации жизни и среди них есть и учебная форма организации жизни. Когда они стенами друг от друга отделяются и в одной одни законы, а в другой другие, то это не всегда правильно.

Какие основные проблемы наших школ сегодня?

Скажу из своей позиции. В определенном способе властвования «над»: и в семье, и в школе, и везде. В способе передаче образцов основная яма.

Какое ощущение осталось после последней дискуссии, где обсуждали Ваши с Исаком Давидовичем Фруминым доклады?

Нормальное, хотя ощущения полноты обсуждения нет 

Оправдались ли Ваши ожидания от этой дискуссии?

Я особо многого от дискуссии ожидаю. Мой доклад очень трудный - 5% населения его поняло, ну и хорошо.

 

fruminidФрумин Исак Давидович – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель института образования НИИ ВШЭ, и.о. директора департамента образовательных программ НИИ ВШЭ, г. Москва

По Вашему мнению, что является образовательными результатами начальной школы?

Поскольку я учился этому, то могу сказать (как говорит определенная часть психологической и педагогической науки, а не по моему мнению), что образовательным результатом начальной школы является сформированная учебная деятельность или максимально сформированная учебная деятельность.

Считаете ли Вы, что переход на федеральный государственный образовательный стандарт действительно кардинально изменит результат обучения?

Нет, конечно, потому что в бумагах можно написать всё что угодно, но как это повлияет на то, что происходит в классе совершенно не очевидно. Как сказала одна учительница, в каком-то регионе, посмотрев стандарт: «А я уже давно так работаю!». Так что есть большой риск профанации. 

А каким должен быть учитель, для того чтобы вырастить такого ученика, которого требует ФГОС?

Учитель может быть любым: худым, толстым, мужчиной или женщиной. Вопрос, что надо делать вместе с учеником? Надо найти тонкий баланс между тем, чтобы была дисциплина движения по правильной траектории, и в тоже время сохранить интерес, активность и способность ребенка самому организовывать свою работу - вот это самое главное. 

Как Вы считаете, что нужно сегодня нашему образованию?

Нашему образованию нужно, чтобы на всех уровнях люди не торопились делать то, что они всегда делают, а сначала думали о том, что они делают, и оставляли из привычного действия то, что действительно нужно и важно.  

Исак Давидовач, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?

Здоровья даже до 30-ой!

Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?

Я думаю, что новый программный комитет конференции - молодые исследователи правильно поступили, решив расширить это название. Удастся ли нам реально заняться практикой в ближайшее время? Не уверен.

После ваших докладов с Борисом Даниловичем Эльконином состоялась дискуссия. Какое у вас впечатление после дискуссии?

Очень полезная дискуссия. Знаете, всегда полезно, чтобы с тобой поспорили и тебя покритиковали.

 

kovalevatmКовалева Татьяна Михайловна - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, профессор кафедры педагогики МПГУ, г. Москва

Татьяна Михайловна, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?

Во-первых, я хочу всех поздравить, потому что очень мало конференций, которые проживают 20 лет и сохраняют такую энергетику. На конференции зарегистрировались 300 человек - это очень мощный показатель, поэтому не случайно она и называется: вызовы. Мне кажется, что это очень продуктивный разговор, когда мы начинаем не просто обсуждать свои идеи, как у исследователей, а когда мы смотрим, насколько эти наши идеи и размышления ловят реальные вызовы. Эта 20-я конференция, которая открывается максимально миру и смотрит, а какие ребята? А какие сейчас интересы у учителей? Остается ли школа на этой позиции? А как вообще общество относится к современному образованию. Эта максимальная открытость.

Все участники говорят: «Любимая конференция, важная конференция». Для меня тоже, я из 20 посетила 18 конференций. Вся моя жизнь связана с ними. Хочу сказать огромное спасибо Красноярскому педагогическому колледжу №1. Они должны осознать свою историческую миссию, это очень здорово, что каждый год мы приезжаем сюда. А где нам самим встретиться? Собкин - социолог, Смирнова – психолог, Эльконин - психолог, я - педагог, Фрумин – организатор исследования, т.е. очень разные позиции, и мы все можем с разных сторон обсуждать проблемные вопросы. Поэтому дискуссии и получаются такими острыми и продуктивными.

Удается ли раскрыть новое название конференции - практики развития?

Этот комментарий, мне кажется, во всех докладах был дан, и как раз обсуждали, что вначале педагогика развития фактически задавала традицию, что развивающее обучение строит педагогику. Название «практики развития» показывает смещение, потому что много чего происходит сейчас в детской жизни, в современной жизни. Это вообще не может быть осмыслено педагогикой, потому что в педагогике нет таких инструментов. Дети сидят с утра до ночи в компьютере - это плохо или хорошо? С одной стороны, они удовлетворяют там познавательный интерес, с другой стороны, они отрываются от жизни. Что по этому поводу думает педагогика классическая? А ей трудно что-то думать, потому что она с этим не сталкивалась. Поливанова Катерина Николаевна в своем докладе говорила, что есть много таких феноменов, которые точно оказываются за педагогикой. Поэтому название «практики развития» очень точно указывает, что надо именно сейчас посмотреть разные места детской жизни, где есть какие-то качественные изменения, которые мы можем как развитие назвать, поэтому это не педагогики развития, а разные практики развития.

И вчера и сегодня после докладов состоялась дискуссия, какое у Вас осталось впечатление?

Обе дискуссии были очень продуктивны. Они просто про разные фокусы, Вчера была очень продуктивная дискуссия про то, как строить педагогическое образование. С одной стороны, как вообще обучать педагогов в ситуации когда все кругом меняется. А второе - состоялась дискуссия про школы: остается ли школа центральным местом, где вообще люди обучаются и образовываются? А сегодня был немного другой поворот дискуссии - про исследования, про то, как педагогическая наука строится. Вчера мы обсуждали основные моменты с подготовкой учителей и с реальной учительской практикой, а сегодня мы обсуждали педагогическую науку, но они обе дискуссии очень интересны.

У нас остался еще один день до конца конференции. Что вы ожидаете от этого дня?

Мне кажется, что последний день сборочный, т.е. должны наметиться какие-то линии: «А как работать с практиками развития?». Мы фиксируем, что есть разные практики развития. Теперь либо мы признаём, что наука педагогика беспомощна и никак не может с ними работать, либо если может работать, то как? И наметить какие то способы, которые можно разрабатывать в дальнейшем.

 

bibikovaБибикова Валентина Васильевна, помощник Губернатора Красноярского края 

Вы присутствуете на юбилейной конференции, выслушали несколько интересных докладов. Какое у Вас впечатление от них?

Прежде всего, я считаю, что такие конференции позволяют учителям сверять практику работы с теми научными открытиями, разработками, предложениями и выводами, которые существуют на сегодняшний день, сверять и делать выводы для того, чтобы шагать дальше. А во-вторых, я считаю, что эта конференция более практико-ориентированная, докладчики, выступающие на пленарных заседаниях и в секциях, все время обращаются к аудитории с тем, чтобы была выстроена обратная связь, что важно и для организаторов конференции. В-третьих, в содержательном плане мне показалось любопытным столкновение двух мнений, когда один докладчик говорит о ценностях общества потребления, о формировании потребительской психологии. Например, Ольга Анатольевна Карлова говорит о том, что нужно переходить к новому типу формирования личности – социально-ориентированной не только на личный успех, как это было в предыдущее 2 десятилетия, а на запросы и вызовы общества, на понимание того, что личность может состояться только в обществе и потому, как будет выстраиваться свое личное я, можно будет говорить об успехе в обществе, на благо которого и ради которого в общем-то личность существует. Это новый разворот, я считаю, что это довольно смело, в то время, когда у нас сегодня и в законе об образовании поставлена задача воспитания. Но как воспитывать? Чему воспитывать? Какие идеи проповедовать, мы не очень хорошо понимаем в образовательном обществе. Самым важным я считаю вывод, который прекрасно понимается и участниками, и организаторам конференции, что главная ключевая фигура – это учитель. Здесь и резервы, и проблемы, и надежды на то, что мы сможем ответить на необходимость адекватных преобразований, которые будут соответствовать нашим требованиям.

Какие у Вас ожидания от оставшейся части конференции?

Я хочу сказать, что те выводы, которые делаются, совпадают с моими наблюдениями. Я думаю, что надо знакомить с этими выводами самих учителей, чтобы они понимали в какой они страте, где у них есть возможности для определенных шагов вперед. Я ожидаю, что идеи, которые выдвигаются на этой конференции будут достоянием широкого круга учителей.