Интервью после дискуссии

Карлова Ольга Анатольевна, и.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доктор философских наук, профессор, г. Красноярск

Ольга Анатольевна, как Вы видите динамику конференции «Педагогика развития»?

Я была участником самых первых конференций, на которых выросли несколько специальностей Красноярского государственного университета, например, внутри психолого-педагогического факультета мы создали направление искусствоведения, так как понимали,  что искусство есть развивающая среда. Эта идея она выросла именно из секции этой конференции. Можно назвать много появившихся реальных дел. Важно, что это не просто люди, которые выросли, вместе собираются, и это не просто идеи которые обсуждаются: порой парадоксальные, порой несколько пессимистические. Ценность конференции заключается в том, что людьми и идеями идет движение, идет развитие, идет институциализация проектов. Я хотела бы пожелать чтобы это не менялось, чтобы на этой конференции по-прежнему было интересно мыслить, придумывать и, вот как сейчас при обсуждении, рождать собственные идеи. 

Какое у Вас осталось впечатление после дискуссии? Изменилась ли Ваша позиция?

Я не думаю. Дело в том, что когда мы выступаем с докладом, мы изначально достаточно убеждены. Но на таких обсуждениях, когда рефлексия происходит коллективно, признаешься ты себе в этом или нет, ты все равно принимаешь во внимание аргументы. Мы довольно недавно учимся хорошо слышать друг друга, и в сущности проблема российского общества заключается в монологизме. Мы не всегда слышим, мы ждем своей очереди говорить. Вот когда слышим друг друга и рождается совместный продукт - это здорово. 

 

 

Поливанова Катерина Николаевна доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института психологии РАО г. Москва

Катерина Николаевна, какое у Вас впечатление от начала конференции и состоявшейся первой дискуссии?

- К сожалению, конференция, как всегда, делится на две половины. Зубры, коим я уже являюсь, и все остальные. Зубры, как правило, говорят то, что интересно им, а не то что говорит докладчик. Мне сегодня хотелось обсуждения моего доклада, этого, к сожалению не произошло, и тот message, который я пыталась донести, не был пойман. Этим я, честно говоря, разочарована и поэтому мне бы хотелось, чтобы мы лучше понимали друг друга. Для меня осталось неизвестным, что поняла или не поняла бОльшая часть аудитории. Мне бы очень хотелось это услышать, и этого мне не хватило сегодня.

Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?

Я не люблю слово педагогика, мне больше нравится практика развития. Вообще мы говорим слова, не очень понимая, что мы в них закладываем. Я в своём докладе пыталась распаковать какие-то привычные вещи: практика развития - она какая, что мы под ней понимаем? Мы не можем просто показать пальцем и сказать - вот она практика развития. Я определенным образом это для себя кладу и вокруг этого начиню разговаривать. Педагогика - это какой-то шлейф довольно приятных, сверху идущих инструктивных нормативных вещей, поэтому мне это не очень нравится. Поскольку мы сказали даже не практика, а практики развития - значит их может быть много и различных.