18 апреля 2015 г.

Фишбейн Дмитрий Ефимович, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», преподаватель магистерской программы НИУ ВШЭ, г. Москва

Конференция посвящена новым отношениям в сфере образования. Возникает ли закономерный вопрос: возможны ли вообще эти новые отношения в сфере образования?

Эти новые отношения не только возможны, но и необходимы. Если мы посмотрим, например, как за последнее время изменились дети, которые приходят несколько из другой семьи. Они обладают другими навыками информационной компетенции: дети сами узнают в интернете больше, чем в каком-либо другом месте. Это дети, которых вряд ли можно сравнить с детьми, которые приходили в школу 10-15 лет назад. Тогда становится понятно, что выстраивать отношения с этими детьми нужно как-то по-другому. Насколько я понимаю, идея конференции была в том, чтобы попробовать пообсуждать и, возможно, сформулировать, какими должны быть эти новые отношения. Понятно, что это никто не знает точно сейчас. Эти вещи сейчас обсуждаются и пробуются. Вероятней всего – очень на это надеюсь, что на следующей конференции через год уже будет представлен какой-то конкретный опыт и подходы к этим отношениям в образовании.

Закономерный вопрос: то, что обсуждается на этой конференции, есть действительно в реальности или все-таки существует только в теории, в умозрительных конструкциях?

То, что обсуждается здесь и сейчас, чрезвычайно сильно влияет на сознание тех людей, которые сюда сегодня пришли. Понятно, ожидать, что сразу произойдут какие-либо изменения нельзя. Но для меня несомненно, что люди, которые сегодня обсуждают различные проблемы на конференции, точно будут менять свою деятельность. Если это будет происходить, тогда это – реальность. Мы не можем сказать, что эта деятельность будет стопроцентно успешна: нужно это апробировать, смотреть на результаты, от чего-то отказываться. Но то, что это будет происходить, абсолютно точно.

Что вы можете выделить как самые интересные события в конференции? Какие для себя новые идеи, мысли Вы подчерпнули?

С моей точки зрения, основной точкой проблематизации были пленарные доклады. Мне кажется, в этом проявилось то, чем эта конференция всегда отличалась - наличие в этих докладах совсем другого взгляда на систему образования. Наверное, эту ситуацию можно трактовать так, что мы немного забегаем вперед – идем впереди педагогического паровоза. Это правильно: только путем того, что есть какой-то авангард, и происходит развитие. Это и должно остаться в конференции.

Аронов Александр Моисеевич, профессор кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии образования Сибирского Федерального Университета.

Конференция уже подходит к концу. Какие самые интересные, самые важные события для себя вы можете выделить? Что вы ждете от следующей конференции?

Я жду продолжения этого разговора, который начался, наконец, на этой конференции – разговора именно о реалиях образования. Первый доклад был в первый день конференции. Выступала профессор из Москвы о новой системе подготовки учителей – о так называемой универсальной модели. Очень интересный опыт. Видно, что коллектив увлечен, и они ведут практико-ориентированное исследование. Вчера был очень интересный доклад Катерины Николаевны Поливановой, которая обнаружила – хотя пока, конечно, гипотетически – новую реальность подросткового общения.  И было очень интересное исследование под руководством Анатолия Георгиевича Каспржака по поводу готовности, по крайней мере, возможности директоров школ быть проводниками реформирования, изменений. Вскрылись совершенно удивительные факты, о которых было заранее трудно предположить. На самом деле, достаточно значительная доля директоров может выступить ресурсом позитивных изменений.

Сидоренко Оксана Александровна, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, кандидат педагогических наук, г. Красноярск

Эта конференция посвящена новым отношениям в сфере образования. Как Вы думаете возможны ли вообще эти новые отношения в сфере образования? Образовательный процесс, на первый взгляд, не сильно изменился.

Только со стороны может показаться, что процесс не сильно изменился. Появляются новые вызовы в общественном пространстве, изменяются дети, их родители, у которых появляются новые потребности и поэтому формируют запросы. И процесс не может не меняться – он должен быть адекватным реальности, его участникам: детям, родителям, самим учителям, которые воспринимают свою работу как способ саморазвития.

Как Вы считаете, то, что обсуждается на конференции, существует в действительности или нет? Или речь идет о какой-то несуществующей реальности?

Я думаю, на этой конференции идет речь о двух типах реальности: о той, которой существует сейчас, и о будущей реальности, которая может возникнуть. Но предпосылки этой реальности существуют уже сегодня в той школе, в тех отношениях между субъектами образования.

Что Вам особенно запомнилось? Какие новые идеи, мысли Вы для себя подчерпнули?

Вчера я посетила выступление Поливановой Катерины Николаевны. Ее выступление было посвящено новым особенностям, которые проявляются у подростков. Эта была попытка выделить новые закономерности, которые проявляются именно сейчас в существующей реальности.

Как Вы думаете, то, что обсуждается на этой конференции, действительно воплотится в реальности или так и остается в теории?

Наверное, часть идей останется в головах тех, кто их придумывает. Но другая часть идей, разделенная, воплотится в реальности. Школе нужны такие вот по-хорошему сумасшедшие люди, которые одержимыми некоторыми идеями, которые у них присвоены или свои. Эти идеи они закладывают в свою деятельность и реально будут менять ту действительность, которая существует в школе. Возможны разные варианты применимости этих идей. С другой стороны, даже самые сумасшедшие, бредовые идеи меняют сознание людей.

Каспржак Анатолий Георгиевич, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ "Высшая школа экономики", к.п.н., профессор, г.Москва

-Тема этой конференции посвящена новым отношениям в образовании, на Ваш взгляд это такая фигура речи или действительно появляется или планируется что-то новое в сегодняшних образовательных отношениях?

-Если изменения происходят в мире, то они неминуемо приходят в школу, только возникает вопрос раньше или позже. А отношения между людьми меняются все время, потому как отношения неандертальцев мало чем напоминают отношения людей восемнадцатого века и сегодняшних людей. За те двадцать пять лет которые произошли с момента создания новой России люди очень сильно изменились, поэтому изменились и отношения. Нерв этой конференции для меня - это как сделать так, чтобы школа как институт сумела реагировать на те изменения, которые произошли, поэтому с моей точки зрения тематика конференции намечена очень точно.

-Если говорить о средствах и методах, возможно ли построение новых отношений, используя старые средства, или же нам необходимо каким-то образом изобретать уже новые?

-Новые отношения между людьми вообще возникают не понятно почему, это некая химия. Возникает вопрос, как создать условия для того, чтобы эти отношения вообще возникали, потому что если люди находятся в одном классе, это не значит что между ними есть межличностные отношения. В этом смысле мы обсуждаем какие могут быть организованности и схемы, с помощью которых эти отношения возникли бы, а далее обсуждаем уже на что эти отношения ориентированы, на приобретение каких качеств людей, участвующих в них, которые окончив школу выйдут в жизнь и будут формироваться - вот это обсуждается на конференции.

-Сегодня финальный день конференции, на ваш взгляд какие можно назвать топ-3 событий конференции, которые для вас оказались наиболее интересными и значимыми?

-Вы знаете, я не буду прямо отвечать на этот вопрос, дело в том что недавно вспоминал как лет пятнадцать назад я сделал доклад, который, как мне показалось, был совершенно не принят аудиторией, но оказалось, что когда делался сборник двадцатилетия конференции именно этот доклад был выбран. Поэтому надо разделять успех, с которым были люди приняты на этой конференции, с тем содержанием, которое образуется в голове у каждого участника конференции. Для меня наиболее важными были разговоры о новых условиях, в которые попала система образования, о людях, которые в этих условиях строят новую образовательную реальность, и это присутствовало в очень многих докладах.

-В заключении хотелось спросить, есть ли темы, которые Вам было бы интересно обсуждать на следующей конференции?

-Дожить бы сначала до следующего года и остаться в профессии, и это уже не мало. Что касается тем, для меня самый, наверное, сущностный вопрос касается истинной открытости системы образования по той причине, что система образования только провозглашает, что она общается с окружающим ее миром, а на самом деле она закрыта большой такой монастырской стеной и живет внутри ее, но ребенок, молодой человек и, тем более, студент живет не только внутри этой системы образования. Если мы вот эти крепостные стены не порушим, то большой шанс что за стенами, внутри системы образования будет происходить что-то отличное от жизни.

Елена Анатольевна Енгуразова, гимназия № 1 «Универс», директор подростковой школы

-Сегодня уже третий день конференции, назовите свой топ-3 событий конференции, которые наиболее примечательны для вас?

-Можно я выделю топ-1, мне кажется, что первый приезд на конференцию господина Евгения Александровича Ямбурга был одним из таких правильных решений, потому что на этой конференции всегда было дефицитом место для практиков. Учителям, которые сидели в зале, было предельно важно услышать научные доклады, но все же Евгений Александрович разговаривал с учителями на их языке и при этом доступно, понятно говорил о важных вещах, мне кажется, конечно, это топ-1.

-Может у вас уже есть определенные темы, которые хотелось бы обсудить на предстоящей конференции?

-Мне кажется тема отношений, обсуждение ее было бы интересным. Ведь эта конференция только начало, я бы про эту тему говорила дальше, кроме того поговорила бы про механизмы, про переговоры, про успешные педагогические практики, которое можно было бы транслировать, ну и в этом смысле я бы не бросала то, что начинается на этой конференции.

Карепова Елена Геннадьевна, педагог-организатор Красноярского педагогического колледжа №1 им. Горького

-Сегодня завершающий день конференции, на Ваш взгляд, какой топ-3 событий этой конференции можно выделить?

-Мне как психологу всегда в первую очередь интересны доклады Поливановой Катерины Николаевны, никогда не пропускаю их. В этом году метод, который она представляла, очень интересен, хотелось бы его тоже попробовать со своими студентами, которые у меня пишут дипломные работы. Вторая сюжетная линия, которая для меня важна, это молодые педагоги, потому что мы здесь в педагогическом колледже учим будущих учителей. Вот сейчас я только вышла с секции, где говорили о молодежно-педагогических играх, да и в течении трех дней так или иначе возникал вопрос относительно адаптации и закрепления молодых учителей, это действительно для меня интересно. Ну и, наверное, третья сюжетная  линия, это пожалуй управление теми процессами, которые в школе на данный момент происходят. Все эти три линии в течении трех дней были освещены и можно было найти много информации по каждому из них.

-Если немного подумать о предстоящей конференции в следующем году, может есть определенные темы которые хотелось бы обсудить в перспективе?

-Опять же как психологу мне было бы интересно продолжить тему отношений, в этом году она была затронута достаточно широко, но скорее всего остались еще вопросы относительно отношений в школе, отношений между поколениями в школе, относительно профессионального обучения. Пожалуй, тема отношений была бы для меня интересна в своем продолжении и развитии.

Китаева Ирина Антоновна, Красноярский институт повышения квалификации.

-Назовите топ-3 событий конференции этого года, которые оказались для вас наиболее интересными и значимыми?

-Тут очень много всего интересного, и вряд ли можно только три назвать. Мне понравился вчерашний день, понравилось выступление Сидоркина Александра Михайловича, он выступал первым и его выступление было интересным и вызывающим. Выступление Ямбурга Евгения Александровича также понравилось, выступление Эльконина Бориса Данииловича, потому что всегда концептуально все рассказывает.

-Если говорить о конференции в следующем году, есть ли темы, которые хотелось бы обсудить?

- К сожалению, не приехала гость Мерцалова Татьяна Анатольевна, которую мы ждали, она должна была рассказывать о независимой оценке образования, это один из трендов сегодня, который на этой конференции затрагивался не в должной мере.

Митрофанов Кирилл  Германович – доцент НИУ «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук, г.Москва.

- Идет третий день конференции и уже многое прозвучало в докладах и обсуждениях. На Ваш взгляд, что из этого хочется поддержать, с чем хочется поспорить, что не попадает в Ваши интересы и ожидания?

- Я бы спорил с теми, с кем соглашался. Соглашался, потому что тема интересна, а спорил, потому что по факту поднимаются темы, которые не могут не вызвать спор. Вот, например, сейчас Фишбейн Дмитрий Ефимович обсуждал вопросы рациональности и нерациональности модернизационных вещей, выделял определенные экономические категории, которые никак не работают на изменения системы, а скорее загоняют ее просто в какое-то другое состояние. Так же любопытен мне был «заход» Сидоркина Александра Михайловича, как спорить с ним, я пока не понимаю, я вроде как не согласен с его позицией, но спорить не получается. Как известно споры не рождают истину, а обнажают позиции.

- Как Вы думаете, разговор идет про реальные практики или про какую-то другую реальность, не имеющую отношения к действительности?

- Владимир Ильич говорил, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Возможна только фундированная практика, за которой стоят на самом деле какие-то концепции, представления, всякого рода размышления и мыслительные конструкции. Всё остальное – это не практика.

- Назовите, пожалуйста, топ-3 событий конференции, которые оказались для Вас наиболее интересными, значимыми.

- Меня заинтересовал первый доклад о пригодности и непригодности договора, потому что обсуждается совершенно новая тематика для данной сферы. Мне показался очень любопытным доклад Сидоркина Александра Михайловича, он звучал в какой-то особой провокационной форме. Так же понравился разговор про директоров.

Какую тему Вам было бы интересно обсуждать на следующей конференции?

- Я бы продолжил те темы, которые обсуждаются сейчас.

Ворошилов Владимир Александрович, представитель центра современных технологий профессионального образования.

- Назовите, пожалуйста, топ-3 событий конференции, которые оказались для Вас наиболее интересными, значимыми.

- Во первых, выступление Фрумина Исака Давидовича. Также секция по дуальному обучению, которую организовываем мы – я и мои коллеги. И третье событие, которое мне действительно понравилась – секция социологов Константиновского, почерпнул для себя немало новой полезной и интересной информации.

Игумнова Лариса Ивановна, первый проректор Института повышения квалификации.

- Назовите, пожалуйста, топ-3 событий конференции, которые оказались для вас наиболее интересными, значимыми.

- Мне кажется, что самый первый доклад – доклад про мнимость договора Бориса Иосифовича Хасана достаточно неплохо «задел» участников конференции. Ну а в целом, всё, что я посетила, оставило исключительно положительные впечатления.

- Какую тему Вам было бы интересно обсуждать на следующей конференции?

- Мне кажется, стоит продолжать тему, которая была бы не только образовательной, а наоборот, чтобы тема была совмещена с другими сферами и ведомствами. То есть образование не должно рассматриваться отдельно от всего происходящего вокруг, стоит рассматривать его в контексте с другими окружающими сферами.