Обзор работы секций
Секция №1. Дошкольное образование – начальная школа.Руководители:Т.В. Скретнева, Л.Г. Обросова, В.Э. Пахальян. Секретарь О.И. Свиридова.На секции было представлено 2 заявленных доклада и 1 незаявленный: • Фролова Н.А. (г. Красноярск) «Клуб, опосредующий переход младших школьников в образовательное пространство основной школы». Представлена модель перехода начальная школа – подростковая. Эта модель – детско-взрослый клуб. Здесь происходит оформление учебных способов и новых – учебно-исследовательской и учебно-проектной – деятельностей, адекватных подростковому возрасту. Представление образовательного пространства основной школы (5-6 класс, лицей №1) • Островерх О.С., Свиридова О.И. (г. Красноярск) «Младший школьный возраст: две линии развития и их переходы». Представлены результаты исследования в младшем школьном возрасте – линия учебной самостоятельности. Обнаружено падение учебной самостоятельности в начале 4 класса. Гипотеза: необходимо усиление моделирования теоретической линии учебной деятельности 4-х классов. Показаны новые контрольные работы, направление на определение уровня моделирования. Обнаружена связь разного действия моделирования и индивидуально учебного действия. • Панифидникова И.П. «Компьютерные технологии в пространстве дошкольного обучения». Компьютерные технологии – средства, объединяющие детей, преподавателей и родителей. Воспитали создают компьютерные фильмы, презентации для детей. Наиболее интересный – «Откуда я взялся?», озвученный детьми детского сада. Созданы программы «Давайте познакомимся», «Чувства и я».
Секция №2. Подростковая школа – старшая школа. Руководители Е.А. Енгуразова, А.Б. Воронцов. Секретарь Л.И. Игумнова. Скутина Т.В. (г. Красноярск). «Конфликтная компетентность как ресурс для перехода от подростничества к юности»: Переход в возрастной психологии это период, насыщенный конфликтами. И поэтому конфликтная компетентность может быть рассмотрена как универсальный ресурс для перехода. Конфликтная компетентность рассматривается как способность реализовывать продуктивный потенциал конфликта, т. е. удерживать противоречие в режиме его разрешения. Мы считаем, что подростковый возраст, его полноценное проживание, решение задач возраста позволяет нарастить ресурс для перехода к задачам следующего (юношеского) возраста. С точки зрения конфликтной компетентности в подростковом возрасте может быть решена новая задача (по сравнению с младшим школьным возрастом), может быть освоена конфликтная конструкция, детям могут быть переданы средства анализа конфликта, проектирования своего действия в конфликте. Мы считаем, что конфликтная компетентность в подростковом возрасте может развиваться на возрастно-адекватном интересе, опираться на возрастной интерес, а это и есть материал межличностного общения и, соответственно, разрешения конфликтов между сверстниками. Подростки обращаются сейчас к взрослым для совместного обсуждения и разрешения актуальных для них конфликтов. В рамках курса ИЦР (Интересы Ценности Нормы) созданы ресурсные образовательные условия. Основные способности, которые сейчас могут складываться при разрешении внешних конфликтов - ресурс децентрации (она складывается в рамках разрешения культурного конфликтного возраста), подростки осваивают диалог, как форму продуктивного разрешения конфликта, именно эта форма адекватна материалу межличностного общения».
Секция №3. Старшая школа – высшее образование. Руководители Н.П.Васильева, Г.П. Синицына. Секретарь Л.С. Сибкина. Сегодня на секции было продолжено обсуждение начатого вчера доклада Л.Н.Антропянской "Моноторинг инновационных образовательных результатов". Так же прозвучал доклад В.В.Пономарева "Самоопределение школьников на материале анализа системы общего образования и его педагогическое обеспечение", основными тезисами которого были: 1.Процесс самоопределения можно стоить на процессе рефлексии общего обучения. 2.Для того, чтобы выстраивать самоопределение, нужны некоторые инструменты, в частности, это инструменты построения содержательного выбора, что уже подразумевает в себе некоторую способность. "Мне показалось, что в конце удалось действительно собрать все воедино. - Говорит В.В.Пономарев - И, на мой взгляд, работа секции удалась, потому что были намечены некоторые направления для дальнейшей работы и подведены первичные итоги". Свое мнение по поводу денной работы высказала А.В.Любченко , г.Новосибирск: "Мы не очень хорошо понимаем, каковы задачи организации перехода из старшей школы в вуз. Команда, которая собралась здесь, это в основном сотрудники школы и поэтому вуз представляют достаточно умозрительно. Мы знаем, куда наши дети поступают, но договориться что действительно можно делать, какую коллективную работу проводить невозможно в таком составе. Получается, что школа что-то делает, а вуз отодвигается. Обсуждались тьюторство, которое уже разработано, ситуации выбора, которые можно сделать в старшей школе. А что это нам даст, за счет чего это будет обеспечено опять же непонятно". Секция №4. Старшая школа – среднее профессиональное образование. Руководители Л.В. Казакова, А.В. Бутенко, Е.С. Рожкова. Секретарь Е.А. Казакова.1. Кравец М.В. (г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ) «Профильное образование в малом городе: особенности, проблемы, задачи». Основные тезисы: • Модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения • Модель сетевой организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов • Пространство индивидуально-ориентированного обучения учащегося • Многопрофильная школа • Профильное обучение (многопрофильная школа) - все старшеклассники города - все профили (концепция профильного обучения) - центр воспитания - центр оздоровления (бассейн, 2 спортзала, тренажерный зал) - выставочный центр -ресурсный центр -современные технологии обучения старшеклассников - рациональное использование ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, организационных) • Каким образом профильные и универсальные классы могут взаимодействовать друг с другом? 2. Метелева Л.Ю. (г. Красноярск) «Психологическая поддержка студентов первого курса». Основные тезисы: • Система адаптаций студентов 1 курса • Программа «Учись учиться» (т.е. научиться правильно конспектировать, писать рефераты, делать доклады ит.д.) • Как можно мотивировать студента к учебному процессу? • Как можно выделить дефициты у студента? • Формирование ответственности у студентов 3. Рожкова Е.С. (г. Ачинск, Красноярский край) «Проблема «переходов» в системе среднего педагогического образования». Основные тезисы: • Места, где могут инициироваться переходы и как они оформляются • «Переход» естественный и «переход» искусственно заданный • Проблема профессиональной институционализации и профессиональной деятельности • Академические свободы (компетентность выбора: чем больше мест, тем больше выбора и возможностей) • Летняя проектная практика попыталась создать систему рынка • Необходима креативность в работе педагога • Организационно-содержательные механизмы
Секция № 5 «Высшее образование: бакалавриат - магистратура». Руководители А.М. Аронов, Т.М. Ковалева, К.Г. Митрофанов. Секретарь – А.М. Скрипка.
Семеновой Е.В. (г Лесосибирск) «Проектная методика в высшем педагогическом образовании». Посвященный проблеме проектирования, как экзаменационной работе студентов иностранного факультета. Выделялось две преграды: первая, это давление со стороны стандартов, и вторая не желание преподавателей к каким - либо нововведениям. Главный тезис докладчика: «Освоение вместе, но с разных позиций». Также обсуждался вопрос «проблемно-модульной программы», где рассказывалось об обучении на пятом курсе, тоже с помощью проектов. И оживленную дискуссию вызвала тема критериев перехода от бакалавра к магистру, среди экспертов. Секция №7. Информатизация образования: переход от реального к виртуальному образованию. Руководители В.А. Удалов, С.В. Сытникова. Секретарь Ю.В. Малиновская. М.С. Киселева преподавателя Ачинского педагогического колледжа, аспиранта КГПУ им. В.П. Астафьева «Информационно-технологический компонент коммуникативной компетентности будущего педагога»Основные моменты : • Информационный компонент - содержание • Информационно-технологический компонент - готовность студента к • использованию информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач; • созданию и использованию личного информационного пространства. • Основные параметры • понимание сущности понятий информация и информационный процесс; • владение технологией поиска информации; • владение технологией обработки информации; • владение технологией передачи, обмена и хранения информации • 3 уровня информационной компетентности студента: 1-низкий (тесты), «знаю» 2-средний (больше практики), «знаю и умею» 3-высокий (когда человек может выстроить собственное пространство) «знаю, умею и могу спроектировать» Возникшие вопросы при обсуждении: • Зачем определять уровни информационной компетентности? • Какие проекты существуют, где эти данные можно использовать? • Насколько чёткие границы имеют уровни? • Что делать, если абитуриент при поступлении уже имеет 3-й уровень, и ему некуда дальше расти?
М.С. Киселева:«При разработке программы мы столкнулись с некоторыми трудностями, например характеристика уровней развития компетентности. Я приехала сюда, что бы узнать мнение слушателей, другое видение, и мне это удалось. Я получила ряд интересных предложений, за что большое спасибо слушателям». С.В. Сытникова, модератор: «Был представлен очень интересный доклад, видно, что автор нащупывает опытным путём подход к формированию банка учебных практических задач для оценки степени сформированности технологической компетентности студента. Конечно, это ещё только начало пути, но есть определённые интересные наработки и это было отмечено на секции». С.В. Семёнов, директор информационно-аналитического центра КК ИПКРО: «Хорошее начало работы над тем, что такое ICT компетентность, как вообще с ней работать, каких полезных результатов можно достичь. Но это только начало, программа требует дальнейшей разработки». Секция 8. Дополнительное образование- основное образование. Руководители А.В. Дорохова, Г.Н. Блинов . А.И. Проводникова, секретарь, 4 курс КГУ: «Сегодня был один доклад Багинской Т.П. (г. Красноярск) «Открытая образовательная система». Говорилось о том, как у них в гимназии №10 организовано образовательное пространство, т.е. не по урокам, а по линиям (общеобразовательная и эстетическая). Рассказывалось про организованные площадки проб для детей, которые сами выбирают себе элективные курсы и пробуют себя в профессиональной деятельности. Также у них есть ассоциация, в которую входят: 10 гимназия, три профессиональных лицея, пед. университет имени Астафьева, ТУСУР. И к учащимся приезжают преподаватели с этих учреждений. По окончании курса выдаются сертификаты».
|
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |