logo-conf-ippd-2

Проблемные симпозиумы


"Исследования эффективности образовательных систем и индивидуального прогресса учащихся."


А.М. Аронов, А.В. Дорохова, О.В. Знаменская, Т.И. Привалихина, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, О.И. Свиридова, Б.И. Хасан (г. Красноярск), Б.Д. Эльконин (г. Москва).
Модератор - О.Г.Баландин.

О том, как прошел проблемный симпозиум, рассказала Анастасия Мухина:

Симпозиум был посвящен обсуждению наработок и результатов, полученных на данном этапе реализации проекта "Мониторинговое исследование индивидуального учебного прогресса учащихся образовательных учреждений".

В дискуссии принимали участие: группа разработчиков данного проекта (Б.И. Хасан, Б.Д.Эльконин, О.С.Островерх, О.И.Свиридова, О.Г. Баландин, Л.А. Рябинина, А.М. Аронов и др.), группа аналитиков российских результатов PISA (К.Н.Поливанова, А.Г. Каспржак, К. Митрофанов).

Задача проекта была озвучена следующим образом: разработка педагогических тестовых заданий, позволяющих определить эффективность образовательного процесса для самого ребенка относительно его личного продвижения, а не только относительно заданных в образовательных программах нормах.

Выполнение поставленной задачи позволит диагностировать достижения учащегося, его развитие не только на финише школы, но в процессе разворачивания образовательного процесса. На основании этого можно будет делать выводы об эффективности или неэффективности определенной образовательной программы, или системы для развития ребенка. (Более подробную информацию о задаче и структуре организации проекта можно найти в презентации, размещенной на сайте конференции).

Так же разработчики привели примеры уже имеющихся тестовых заданий по математике и русскому языку. Сложность задач разделяется в соответствии с тремя уровнями понимания и мышления ребенка:

    1. узнавание действие по образцу;
    2. анализ, определение предмета;
    3. конструирование и употребление в иных контекстах.

    Самые насыщенные дискуссии развернулись по следующим вопросам:

В чем необходимость разработки такого типа мониторинговых процедур, не будут ли они дублировать такой мониторинговый инструмент, как PISA? (Краткий ответ группы разработчиков на это вопрос состоит в том, что PISA проверяет некоторый конечный результат, а нужно увидеть разрывы в самом образовательном процессе, которые и приводят к низким показателям PISA).

Одно из основных замечаний относительно тестовых заданий непосредственно состоит в том, что необходима специально организованная процедура составления и экспертизы тестовых заданий, их отнесения к одному из трех уровней. А так же вопрос о том, почему психологические качества "делаются" непсихологическим предметом и, в дальнейшем, проверяются непсихологическими методиками. Т.М. Ковалева на этот вопрос предложила гипотезу исходя из практики подготовки спортсменов, когда для развития какой-либо способности, достижения спортсменом результата, тренер организует опосредствованное развитие, и только плохой тренер напрямую работает с тем навыком, способностью, которая позволит получить наилучший результат.

Вопрос о диагностике реального продвижения ребенка в своем развитии является на данный момент достаточно актуальным и спорным в современном образовании. Нужно ли проводить мониторинг только на финише школы или так же в процессе образования, как правильно нужно составлять вопросы и задания, кто может проводить экспертизу этих заданий? Как современное образование может развивать мышление ребенка, а не только давать ему некоторую сумму знаний? Группа разработчиков данного проекта делает попытку дать свой вариант ответа на эти и другие вопросы.

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика