«Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО» Ольга Георгиевна Смолянинова, директор Института педагогики, психологии и социологии СФУ, д.п.н., профессор; член-корреспондент РАО, г. Красноярск Доклад: «Е-портфолио как метод оценивания и развития в системе высшего образования» Ольга Георгиевна представила в своём докладе информацию об электронном портфолио: осветила содержательную и структурную стороны, познакомила с преимуществами портфолио перед другими способами контроля и оценивания, обозначила проблемы, которые способно решить внедрение такой технологии в образование. Профессор говорила также о конкретных структурных элементах портфолио, разделах, их наполненности, открытости. С помощью презентации присутствующие смогли непосредственно познакомиться с примерами оформлениея портфолио. Ольга Георгиевна продемонстрировала уже созданные портфолио магистрами её Института. Слушатели также могли узнать, как происходила подготовка создания портфолио, какие обсуждения, варианты предлагались во время работы профессора и магистров над созданием проекта. Присутствующих заинтересовала тема доклада. Задавались вопросы, касающиеся различных аспектов введения новой технологии: Все ли студенты должны создавать портфолио, обязательно ли оно? Планируется ли вводить его в среду преподавателей? Отвечая на вопросы, Ольга Георгиевна приводила примеры из опыта работы портфолио в своём Институте. Активным оказалось обсуждение по поводу эффективности оценивания чрез портфолио, востребованности портфолио при устройстве на работу. Интересным и не имеющим однозначного ответа оказался вопрос о том, насколько необходимо и продуктивно показывать в портфолио слабые стороны, особенно для предоставления работодателю. Как сказала О.Г. Смолянинова, целью доклада было желание получить «отношение аудитории к достаточно новой технологии электронного портфолио, поскольку отношение к ней весьма неоднозначно. Интересно было познакомиться с мнениями людей, находящихся в разных позициях: профессоры, преподаватели, учителя, студенты». Прогноз, который представлен в докладе, по словам Давида Львовича, основан на очень большой базе высококачественных исследований, проводимых в различных регионах РФ. Весь прогноз построен по двум линиям – спрос и предложение в системе образования. Чтобы представить прогноз, Д.Л. Константиновский сначала обратился к обзору нынешней ситуации образования. Он рассказал о наличии барьеров в образовании – экономическом (оплата за обучение), социальном (статус родителей, их образование, профессия), который выделил как главный. Давид Львович выдвинул ряд тезисов о дошкольном образовании и его задачах. Также он говорил о ситуации с профессиональным образованием и динамике его престижа. Он привел аргументы, почему все стремятся в вуз? По статистике на это влияют такие факты: желание получать премию, что возможно только с высшим образованием, уровень безработицы ниже у тех, кто закончил вуз, возрастает спрос на утилитарное знание. Константиновский не обошёл традиционную на конференции проблему ЕГЭ:, сосредоточившуюся для него в вопросе: не перешли ли мы от обучения к натаскиванию? Обзор коснулся также тем бюрократии учительского труда, финансировании образования, качества образования, дифференциации вузов (проблемный момент - диплом или образование?), функции высшего образования и его массовость (миф это или реальность?) В прогнозе образования Константиновский выделил несколько основных аспектов: изменение характера труда преподавателя, ориентация на непосредственного потребителя – кем хотят быть дети; отсутствие взаимодействия с бизнесом, у бизнеса свои проблемы; неравенство доступности к высшему образованию, количество выпускников снижается, конкурс же мало изменяется; перепроизводство обладателей дипломов: престиж образования упадёт, либо начнётся гонка дипломов. Но лично предположение Давида Львовича – произойдет дифференциация спроса и предложения. Что касается, долгосрочных прогнозов, Д.Л. Константиновский был достаточно оптимистичен.
|