Малые пленарные доклады

И.Д. Фрумин:

"Почему движущие силы не двигают?"


Исак Давидович Фрумин в своем проблемном докладе «Почему движущие силы не двигают?» представил на малом пленарном заседании результаты исследования, направленного на выявление некоторых особенностей обучения в российских ВУЗах. Два этапа проведенного им и его командой исследования говорили с одной стороны о том, что большинство студентов ВУЗов довольны учебным заведением, которое они закончили, довольны своим обучением в нем, но с другой стороны – не наблюдают никаких принципиальных изменений в своих навыках и компетенциях.

На основе этих данных Фрумин проблематизирует: Почему учились, но не выучились? Чем же студенты реально занимаются в ВУЗе? Отвечая на эти важные и актуальные вопросы, Исак Давидович говорит о возможных причинах данной проблемы: исследования, проведенные в нескольких ВУЗах России показывает, что многие студенты не знают, что такое проектная работа в малых группах, очень слабо представляют общий контекст своей будущей профессии, почти не получают опыт участия в реальных действующих проектах, а также находятся в так называемом «договоре о невовлеченности» с преподавателями своего ВУЗа. В качестве некоторого вывода Фрумин выдвигает тезис о том, что «большинство студентов не заинтересованы в дополнительном образовании, даже если его предоставляет ВУЗ, поэтому и внутренних стимулов для развития ВУЗов нет».

В продолжении темы развернулась дискуссия о том, насколько возможно совместное существование инициативных образовательных программ и довлеющих стандартов, административного контроля в ВУЗ. А по словам Елены Юрьевны Долгодворовой, участницы пленума, учителя гимназии «Универс», такая проблема актуальна не только в высших учебных заведениях, но и в школах.

А.М. Лобок

"Психологическая самоактуализация педагога как условие его эффективного педагогического развития"


Александр Михайлович представил участникам пленарного заседания свой оригинальный и своеобразный взгляд на педагогическую деятельность. Он эмоционален, непосредственен, непредсказуем, ломает шаблоны и стереотипы: