Большие пленарные доклады


А.Г. Каспржак "Повышение квалификации педагога как практика развития"

Доклад Анатолия Георгиевича состоял из пяти частей и описывал реализующуюся практику по повышению квалификации в Центре изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук.

В первой части были представлены подходы к определению понятия практики и ситуации, в которых появление практики необходимо. По одному из определений (Щедровицкий) – педагогическая наука как практика берет результаты инновационного опыта, которые создаются в искусстве и предлагает вернуть их в практику. Также существует западный вариант определения практики – педагогическая практика возникает тогда, когда некоторые сообщества не устраивают существующие стандарты.



Это целостные движения, в которые есть своя иерархия, свои отношения, так например умение бросать мяч не является практикой, тогда как игра есть практика. Практика возникает, когда есть претензия достичь лучшего результата. Инновационная система здесь определяется как достижение новых или раньше не востребованных результатов, которые не могут быть достигнуты, если не меняется характер взаимоотношений групп в процессе обучения. Таким образом, структура возникновения новой практики: происхождение инновационной пробы – «окультуривание» пробы – массовая практика. В этом смысле ЦИОП является практикой, ориентированной на преодоление дефицитов существующей системы повышения квалификации преподавателей.

Во второй части был представлен анализ исследований существующих систем повышения квалификации преподавателей. Первое исследование: доступность качественного образования, где значимость процесса оценивалась через влияние результата на деятельность обучающихся детей. Характеристики:

Также было представлено исследование О.Е. Лебедева, которое проводилось в рамках проекта по повышению квалификации через исследование директоров школ. На материалах исследования нескольких округов, проведены оценки эффективности в различных видах работ директоров школ.

Данное исследование показало, что по классификации управленцев по Парсенсу, большая часть директоров оказалась в группе «мастеров производственного цеха», это управленцы, реагирующие ситуативно на приходящие из вне приказы. В гораздо меньшем количестве оказались директора, осуществляющие управление стратегически, использующие оперативное исследование в своей работе. Новую образовательную практику проектировали, ориентируясь на запрос именно второй группы управленцев-педагогов.

Третья часть доклада. В 2003 году произошло понимание того, что необходимы управленцы – эксперты-руководители. Также имелся четко сформулированный заказ о том, что те, кто проходит курсы повышения квалификации, должны не оставаться в Москве, а возвращаться в свои города. При обучении в ЦИОП в течение 2 лет проводилось пять 2-3-хнедельных сессий. Характеристиками этих курсов являлось то, что:

Важным для обучающихся являлось: осознание своих дефицитов, возможностей учебного плана, через соотнесение учебного плана и собственных дефицитов понимание собственных перспектив. Далее для обучающихся проводилась конференция, за конференцией – реализация реального проекта, где знания и умения должны быть проявлены и обнаружены собственные дефициты. После реализации проекта проводилась вторая конференция и в заключительной части – защита синопсиса, как реферативной части диссертации, через что определялась готовность слушателей курса к выполнению самостоятельной работы.

В основе разработки использовались методы английского подхода, они были представлены в таких характеристиках как:

В четвертой части была представлена оценка курса с точки зрения самих преподавателей и в пятой рассмотрена проблема необходимости распространения собственного опыта.

 



Е.А. Чиганова "Построение образовательной практики "Школа взросления"

«Основная мысль моего доклада: цикличность в развитии организации и разница этапов и циклов, я хотела показать разную специфику и содержание каждого этапа. Я благодарна аудитории за вопросы, по содержанию которых могу судить, что основная мысль была донесена, так как вопросы были на уточнение».


К.Н. Поливанова "Изменение практик развития и их последствия"

Завершающим большое пленарное заседание стал доклад Катерины Николаевны Поливановой. Она говорила о наблюдающихся в настоящее время изменениях практик развития и их последствиях. Обращаясь к существующим переодизациям (Фрейд), Катерина Ивановна констатирует, что сейчас формирование личности происходит иначе. У современного ребенка не происходит становление готовности к школе, ребенок оказывается «не готов изменять свою жизнь».
В данном контексте Поливанова ставит вопрос: что при этом теряется? И в качестве ответа приводит тезис, по сути являющийся диагнозом ситуации детства: «современные практики развития характеризуются отсутствием собственного преодоления. Исчезает ощущение усилия, а значит, исчезает субъектность». Катерина Ивановна, используя постмодернистский термин, называет этот феномен «смертью субъекта».


Резюмируя, профессор говорит о том, что в результате исчезновения субъектности, исчезает детство, а в результате исчезает и будущее, поскольку «без преодоления, личного действия ВОПРЕКИ нет будущего». Доклад-диагноз современному детству вызвал бурное обсуждение в продолжение пленума. Участники в своих размышлениях обращались к вопросу о том, насколько необходимым является такое состояние детства. И в завершение продолжительной, живой дискуссии председательствующий Борис Даниилович Эльконин заключил, что «исчезновение субъектности говорит о необходимости становления новой субъектности… поэтому апокалипсичный диагноз Катерины Николаевны по сути оптимистичен, он свидетельствует о возникновении нового».