Репортажи с XVIII конференции


Интервью с П.А. Сергомановым по поводу тематики конференции «Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании»

 

Вопросы: Посредническая функция и посредническое действие в образовании. Во-первых, о чем это? Не для всех эта тематика очевидна. Например, такой вопрос возник у представителей организационного комитета с экономического факультета. И, во-вторых, актуальность данной тематики именно в этом году. Как она встроена в логику тем конференций «Педагогика развития»?

Посредническая функция и посредническое действие для педагогики развития, для педагогики в целом - одно из ключевых понятий. Сама суть педагогики (одно из определений) - трансляция культуры. Это очевидно. Чтобы мы не погибли, необходимо, чтобы подрастающие дети овладевали чем-то, что в культуре уже содержится: письмо, чтение, счет и т.д. Везде, во всех странах это специальная работа. Это работа учителей, которая фактически, является посредническим действием. Учитель – это посредник между ребенком и миром культуры. Родитель дает ребенку биологическую жизнь, а учитель дает ребенку жизни в обществе. Педагог — это тот, кто строит посредническое действие. А педагог развития и педагогика развития — это та область знаний, которая описывает, как строится посредническое действие в целях развития. Потому что, кстати, не всё чему учат детей, ведет к развитию…

Цели развития можно интерпретировать по-разному. Например, для ребенка научиться писать - это развиваться? Научиться ходить - развиваться? Научиться интерпретировать тексты — это развиваться? и т.д. В этом смысле, само посредническое действие, его структура и особенности - одно из центральных понятий, центральных концептов педагогики вообще и педагогики развития в частности.

Думаю, эта тематика не совсем очевидна тем, кто не изучал педагогику, образование. Мне, например, не совсем очевидна тематика денежных трансфертов, рынок банковских услуг, рынок кейтеринга. Но это же не значит, что специалисты это не должны изучать. Должны. Просто у нас предмет такой интересный, – который как бы все как бы знают. У нас и язык, описывающий педагогику часто обыденный. А как только начинаешь с профессионалами разговаривать, на профессиональном языке – все требуют привести это к понятным и простым словам. А кроме этого, посредничество как термин в экономике означает нечто другое: биржевой агент, посредник в сделке, посредник в деловых переговорах, контактах и т.п. Для многих случаев экономической жизни России – «посредник» - негативная фигура, которая ничего не делает, но деньги гребет лопатой. Так сказать, не просто лишнее, но и весьма вредное звено в цепочке производитель – потребитель. Посредник в педагогике – это учитель, педагог. Без него ничего не случится. А вот что произошло и происходит со структурами и с практикой посреднического действия – интересно. Кстати, один из самых интересных разворотов вопроса – экономический: какова эффективность посреднического действия? Какие институты, опосредствующие развитие детей и взрослых сегодня эффективны, а какие нет? Какие затратны, а какие экономичны? Очень интересно.

Ну и посредничество можно рассмотреть в логике тем конференций. Эта, замечу, уже 18-я! Иногда темы совсем логично строятся, от года к году, а иногда не совсем логично в зависимости от того, как программный комитет договаривается. Если мы посмотрим на темы прошлых конференций, то можно увидеть три типа тем. Один тип — это темы, которые обращены к каким-то актуальным вопросам, которые переживает страна. Например, это конференция 2009 года «Кризис как условие и механизм развития». Она была спровоцирована мировым финансово-экономическим кризисом, и мы своими докладами и пониманием пытались сделать свой вклад в интерпретацию и понимание кризиса. Ведь в педагогике и психологии описаны кризисы, и аппарат описания есть. Вот мы и хотели понять, с точки зрения педагогики, что это такое, этот кризис? Второй тип — это темы, которые продвигают само научное знание, они посвящены базовым концептам педагогики развития. Например, «Ключевые компетентности и их становление» - это центральные понятия в современной педагогике. «Образовательные результаты, их измерение и оценка», «Образовательные интересы и их субъекты», «Социальная ситуация развития и образовательные среды» - это всё предельные понятия, категории, концепты, которыми оперирует педагогика развития. Для науки предельно важно строить категориальный аппарат, объяснительные конструкции, которые позволяют прогнозировать, предупреждать какие-то события, управлять ими и т.д. Без этой проработки, без всего аппарата и средств, наука невозможна, невозможен профессионал и профессионализм. Наука именно этим и отличается от остальных сфер общественного бытия. И третий тип — это рефлексивные темы. Например, «Замыслы, достижения, возможности». В 2001 году, мы подводили итоги достаточно большого времени работы, обобщали накопленный опыт.

Тему посредничества и посреднического действия мы уже давно хотели обсудить как один из базовых концептов педагогики развития, но вот подобрались только в этот раз.