Малые пленарные доклады

Т.М. Ковалева (ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, д.п.н., г. Москва).

«Проблематика открытого образовательного пространства высшей школы»

  • Открытое образовательное пространство: преодоление жестко заданной институциональной структуры существующей образовательной системы.
  • Направления институционализации открытого образовательного пространства ВУЗа
  • Открытое образовательное пространство ВУЗа для студентов:
    1. возможность одновременного обучения на разных факультетах
    2. различные формы обучения:
    3. - учебные тренинги;
      -ОДИ;
      - интенсивы;
      - стажировки и т.д.

    4. различные образовательные мероприятия:
    5. - конференции;
      - семинары;
      - форумы;
      - круглые столы и т.д.

    6. возможность интернет-образования

•  Реализация принципа открытости в образовании
•  Требования к итоговой квалификационной работе по специальности (диплому)

    - актуальность профессиональной задачи
    - комплексность задачи
    - конкретное решение
    - коллективное решение

•  Процесс выполнения дипломной работы
•  Принцип организации открытого образовательного пространства ВУЗа

    - вариативность;
    - индивидуальная образовательная программа студента;
    - коллективное решение дипломной задачи;
    - тьюторское сопровождение

Т.М. Ковалева отметила, что культура выбора должна быть специально сформирована.

Во время обсуждения были подняты следующие темы:

- проблема тьютерства
- как можно создать механизм открытости?
- что вообще такое открытость?

 

 

 

А.Б. Воронцов , Открытый институт «Развивающее образование», член ЭАЦ НФПК, кандидат педагогических наук, г. Москва.  

Тема доклада: «Особенности содержания и организации образовательного процесса на переходах: от дошкольного к младшему школьному возрасту (1 класс) и от младшего к подростковому возрасту (5класс)».

«В своей работе я хотел подчеркнуть то, что психологи сделали свое дело, разработав психологические основания возраста, а педагогика пока отстает. Главным вопросом, на который я старался ответить, как грамотно основать систему работы с детьми в ситуации перехода? В частности на начальной ступени школьного образования».

 

 

П.А. Сергоманов, канд. псих. наук, член орг. Комитета.

Тема доклада:«Противоречия возрастного и институционального переходов от среднего к высшему образованию»:

«Мои ожидания оправдались, я услышал принятие идеи и гипотезы, а также обсуждение того, как это можно продолжить».

Идея: ввести контрактное обучение для ответственной деятельности учащегося.

Елена Анохрина (г. Новосибирск):

«Идея контракта очень понравилась, остались вопросы по поводу того, обязательно ли это должен быть именно документ составляемый во взрослой жизни или просто индивидуальный для каждого план, который составляет сам школьник. И где появляется переговорная площадка для его обсуждения. Тогда является ли этот индивидуально учебный план тем договором, контрактом, если да, то непонятным осталось то как отслеживать результативность этого договора?».

 

 

 

И. Вологдина, А. Проводникова, Е. Казакова, П.В. Михайлова, Е.В. Леоненко, С. Слепокурова (студентки 3-5 курсов психолого-педагогического факультета СФУ, г. Красноярск)

Тема доклада: «ОД-игры как институт образовательного перехода»

  • Цели проекта:

1) Институционализация ОДИ, их воспроизводство и развитие в условиях высшего профессионального образования

2)Повышение качества образования на факультете за счет внедрения ОДИ, приобщения к культуре СМД подхода и его трансляции.

  • Задачи:

Определить содержательные характеристики качества образования;

Обнаружить и исследовать эффекты, результаты и продукты проведённых ОД-игр;

Институционализировать ОД-игры в пространстве высшего образования;

Разработать устойчивые механизмы проектирования ОД-игры на ППФ;

Ввести проектирование в образовательную деятельность как системное.

Гипотезы:

  • Институционализация ОД-форм обеспечивает механизм развития образовательного института и создает условия для повышения качества образования;
  • Участники, которым удается занять организационную позицию при проектировании ОДИ, получают дополнительный ресурс для становления профессиональной позиции;
  • Участие в ОДИ способствует самоопределению студентов и занятию субъектной позиции в образовании;
  • Игра создает возможность для осуществления меж- и внутриинституциональных переходов.

Функции игры:

  • Диагностическая
  • (Есть ли ресурс?)
  • Формирующая
  • (Можем ли игровым действием дать ресурс?)

Основные моменты:

  • «ОДИ связывает прошлое и будущее через настоящее»
  • ОДИ как инструмент универсальна, изначально задумывалась как поле профессиональная технология. А то, что проблематизируется, задачи – они специфичны.
  • Повышается уровень собственной свободы студента, появляется картина действительности.

Вопросы, возникшие при обсуждении:

  • Действительно ли совершается переход?
  • Все ли участники совершают этот переход?
  • Можно ли с помощью ОДИ увеличит количество студентов, совершающих этот переход?
  • В чём своеобразие игры именно на психолого-педагогическом факультете?

Пахальян В.Э. профессор кафедры практической психологии Моск. инст. Открытого образования:

«На этом пленуме я еще раз увидел то, о чем переживаю, что профессионализации в области практической психологии это серьезная проблема не только для Москвы, но и для Красноярска. Впечатления положительные, потому что подтвердилась моя позиция, мой субъективный опыт. Еще одно подтверждение, что я иду в правильном направлении».