Малые пленарные доклады

А.В. Лученков , зам. руководителя агентства образования администрации Красноярского края (г. Красноярск).

Доклад «Комплексные проекты модернизации, приоритетный национальный проект «Образование».

Основные тезисы доклада:

1. Рост заработной платы работников, связанный с введением новых систем оплаты труда.

2. Повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования.

3. Повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой оценки качества образования.

4. Создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям.

5. Обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Т.Б.Корнеева, главный директор по методической работе, образовательный центр «Школьный университет», г.Томск:

«Не все школы сейчас готовы принять проект модернизации в том виде, в котором он был озвучен. Вызывает сомнение, возможны ли заявленные конкретные результаты (повышение качества образования и пр.). За рамками остаются некоторые аспекты, например, денежный. Наш образовательный центр помогает школам реализовать условия повышения качества обучения на своей базе. В первую очередь это касается сельских школ, городских, которые не являются элитными. Обычно образовательные учреждения не имеют ресурсов, чтобы обеспечить социальный показ своих потребителей. Сам проект комплексного образования конечно очень интересен, перспективен как таковой».

Н.А. Чертанова

«Я считаю, что сейчас идёт дискуссия на понимание. Были озвучены разные аспекты, людям интересны механизмы, как внутри это всё будет устроено. Мне это очень интересно, я стараюсь услышать и понять максимум из возможного».
 

 

А.А. Попов, директор Открытого корпоративного университета «Школа гуманитарного образования», к.филосов.н., г. Москва. Доклад «Институциональные переходы от дополнительного (открытого) к основному образованию: аспект кадровых и образовательных технологий»:

 

«Я рассказывал про технологии строительства учебно-образовательных программ, как ядер современного образовательного пространства. Говорил о том, что с такими образовательными программами, основанные на теории образовательной задачи, это будущее современных разработок и актуальная зона рынка образования».

Ваше мнение о докладе?

А.М. Аронов, заф. Кафедрой педагогики высшей школы КГУ, кандидат физико-математических наук, профессор, г. Красноярск:

«По поводу этого круглого стола, мне кажется, это какая-то утопия. Там про хорошее место речь идет, только вот на карте его нет. Потому, что в свое время, когда развивающее обучение пыталось выйти за пределы начальной школы, там тоже была масса интересных разработок основанных на предметном подходе, но на предметы навешивались простые вещи – поставить мышление, например. А когда мы начинаем накручивать на предметы всякие антропологические качества, то понятно, что в стране, едва найдется один процент школ, которые способны понять, о чем речь. Среди этого процента, дай бог, найдется одна сотая, которая способна будет принять готовые, разработанные материалы.

Поэтому, это, на мой взгляд, такая оптимистичная, вдохновляющая утопия. Конечно, надо понимать, что это один такой ход к дополнительному образованию, и может быть на третьем ходу предметные разработки реально, действительно прейдут в дополнительное образование. Хотя школа их не примет, но тогда оно заменит собой то основное образование, которое есть».

 

 

В.С. Собкин , директор Центра социологии образования РАО, академик РАО, д.психол.наук (г. Москва).

Доклад «Отношение к образованию: переход от школы к вузу».

Основная идея – функция рождает орган. Например, функция образования рождает новые образовательные институции.

В докладе выделено 4 таких функции:

  • Сохранение и трансляция культуры;
  • Социализация;

В.С. Собкин : «Типов институционально оформленных социокультурных траекторий очень много. Тем не менее, несмотря на мое уважение ко всему образовательному сообществу, как социолог я заявляю, что школа, выступающая в качестве социального института, усиливает процессы социальной дифференциации»

  • Вертикальная мобильность (классическая функция);
  • Профессиональная мобильность

Требования рынка в непрерывности образования.

Под каждую из функций были проведены специальные исследования на базе трех крупных московских вузов.

В.С. Собкин : «Проблема кризиса современной школы выражена четко. Исследование началось с вопроса о том, соответствует ли ожиданиям студентов то или иное учебное заведение. Так же актуальна и проблема отчуждения. Треть детей с родителями без в/о поступают в вузы. 90% поступают в случае если родители с в/о. Вообще родители зачастую не знают, не интересуются, что делает их ребенок в течение дня, это касается и детсадовского возраста».

В данном контексте также была затронута проблема сложности выстраивания отношений между образовательными институтами и семьей.

Также в ходе дискуссии с залом В.С. Собкин затронул вопрос построения индивидуальной коммуникативной, образовательной траекторий со студентами и подчеркнул, что к этому необходимо стремиться.

Ваши впечатления от доклада?

С.А. Смирнов , директор Международной бизнес-школы Новосибирского государственного университета экономики и управления, ответственный редактор гуманитарного альманаха "Человек.RU", д.филос.н., профессор. (г. Новосибирск):

«Очень содержательный, на мой взгляд, доклад. К списку функций я бы даже добавил пятую. Говорить о значимости доклада не приходится, она очевидна. Владимир Самуилович показал, что в России на данный момент происходит серьезный кризис по всем показателям, представленным в его работе. Я думаю, это достойно особого внимания».