Большие пленарные доклады

hasan

доклад Б.И. Хасан, директор ИППР, д.психол.н., профессор

Тема доклада «Психологическое содержание и институциональный смысл образовательных переходов».

«В своем докладе я предлагаю несколько тематических рамок. Я пытался удержать рамку под названием «переживание перехода» и рассматривал тех, кто находится в состоянии перехода, тех кто, собственно, движется. И тех, кто организует этот самый переход.

И если говорить про того, кто находится в состоянии перехода, то здесь я пытался обсуждать момент о том, что его движение нелинейное. А тот, в свою очередь, кто организует переход, организует его как линейное. И в этом серьезные рассогласования.

Поэтому, я думаю, что здесь необходимо, в первую очередь, определиться с границами институтов, добиться того чтобы они открывались самому движущемуся. В то же самое время организаторы должны принять во внимание сюжет с нелинейностью».

Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией?

«Аудитория слушала, часть их соглашалась, но продуктивного взаимодействия я не увидел и, к сожалению, контакта как такового установить не удалось».

Архипова Т.В. зам. Директора центра дополнительного образования детей «Пионер» (г. Уярск):

«Что касается доклада Бориса Иосифовича, то я считаю, обсуждение возрастных переходов необходимо, совершенно точно нужны какие-то периоды адаптации в школах и работа в этом направлении, безусловно, должна вестись. Я заметила, что на докладе мы достаточно много уделяем времени обсуждению и определению терминологии, например, понятию «институт». Вообще, изначально, мне кажется, терминологию просто не определили в достаточной мере.

На втором докладе вызвал восхищение сам выступающий. Несмотря на возраст у него очень светлая голова, хорошая память и твердая рука – он много читал и рисовал. Доклад оставил много положительных эмоций».


anisimov

доклад О.С. Анисимов ( Российская академия государственной службы при Президенте РФ, д.псиол.наук, профессор, г.Москва).

Тема доклада «Российский университет будущего»

Основные тезисы:

•  Университет не реализует свою функцию, потому что нет его функционального анализа. Университет не функционален, а это невозможно, поскольку не используется высшая абстракция, высшее представление о ней.

•  Университет в содержании своего образования не вводит то, что является сквозным для всего образовательного процесса, а затем и для жизни. Здесь важна самоорганизация человека в принятии, реализации решений, которая позволяла бы ему быть успешным «неслучайно». Поэтому сейчас университет обречен на случайности, люди не готовы для ответов на призывы истории.

Удалось ли установить эмоциональный контакт со слушателями?

О.С. Анисимов: «Сейчас я не могу ответить на этот вопрос, для меня это пока неизвестно».  

Что можете сказать по поводу первого доклада?

О.С.Анисимов:

«Во-первых, человек, который делал доклад, мне знаком давно и мне было приятно его слушать, просто как человека. Во-вторых, содержание его доклада прозрачно, что всегда хорошо. С третьей стороны, обозначилось несколько проблемных полей, которые вызывают потребность в каких-то действиях. Я бы сам включился в полемику, если бы была возможность. Доклад это всего лишь повод, поэтому нужно работать, включаться в дискуссию».

Ваши впечатления по результатам двух докладов?

sobkin

В.С.Собкин, директор Центра социологии образования РАО, академик РАО, д.психол.наук, г.Москва

«Меня задел вопрос о том, что такое сфера образования и как её представить, что такое образование как институт, по-моему, здесь всё это неоднозначно понимается, а это плохо, когда мы не совсем ясно представляем то, о чем говорим. Хорошо, что в докладах начинает проясняться, что под этим имеется в виду. Я думаю, что очень важный термин «образовательный институт» в ходе обсуждений был выявлен. И это объединяет оба эти доклада».

bashev

В.В.Башев, кандидат психологических наук, директор Красноярской университетской гимназии «Универс» №1, г.Красноярск

«С моей точки зрения, значимость конференции состоит не в том, чтобы немедленно после доклада появлялись какие-то идеи, а в том, чтобы во время самых разных докладов, не зависимо от того были они интересны или не были, были они непосредственно полезны или нет, пробуждалась собственная мысль. В частности я много придумываю во время конференции сам. Поэтому я не могу сказать, что доклады были мне непосредственно полезны, но то, что они когда-нибудь отзовутся, и появится какая-нибудь новая интересная идея у меня самого, это факт.

Доклад Бориса Иосифовича мне очень близок, так как про идею возрастных переходов я сам лично много думаю, и, я считаю, что это очень продуктивная идея, её нужно продолжать разрабатывать».