Итоги панельной дискуссии

Татьяна Васильевна Окладникова : Первое, что я вынесла с панельной дискуссии, это то, что юношеский возраст очень трудно рассматривать только в рамках старшей школы. Он там только начинается, поэтому ничего разумного про юношеский возраст школа сказать в принципе не может. На него из ВУЗа смотреть надо.

Вопрос: чья точка зрения из прозвучавших Вам близка?

Окладникова : из дискуссии никого. Из тех, кто выступал из зала, есть действительно интересные мнения. Те, кто на панельной – никто. Они не с того места смотрят на юношеский возраст.

 

Павел Аркадьевич Сергоманов .

Вопрос: насколько на Ваш взгляд состоялась дискуссия? Заинтересовала ли участников тема?

Сергоманов : это Вам нужно у самих участников спросить. Судя по отзывам с мест – заинтересовала. Мне кажется, нам местами не хватало представителей других сфер и областей, потому что мы снова и снова начинаем говорить о своем. Например, Максим Гуревич и Антон, которые выступали несколько со стороны, то есть не как представители сферы образования, они внесли очень интересную струю в дискуссию, которая более живо и практично развернула вопросы дискуссии.

Вопрос: задача дискуссии была ответить на заявленные вопросы?

Сергоманов : нет конечно, скорее поставить эти вопросы.

Вопрос: удалось ли это, на Ваш взгляд? Есть ли перспективы развития затронутых в дискуссии областей?

Сергоманов : вообще, области дискуссии подробно в книжках описаны, я думаю, здесь мы просто воспроизводим устно некоторые положения, которые уже хорошо известны. Но тем конференция и интересна, что она обращается к живой дискуссии, здесь возникают нюансы, интересы разные и мысли. Вообще, конференция - это обсуждение темы юношества большой группой профессионалов из разных областей и сфер деятельности и поддержание этого дискурса по темам. Это и есть непосредственная задача конференции.

 

Александр Моисеевич Аронов:

Уже который год на конференции «Педагогика развития» объявляется дискуссия и дискуссии не случается, либо все заканчивается какими-то формальными призывами. И в этом смысле мне, как специалисту по дискуссиям, кажется, что дело, наверное, в том, что тему дискуссии нельзя заранее придумать. Тема может случиться, т.е. можно задать какой-то повод к обсуждению. И тогда в какой-то момент разговора, вот, например, как произошло с Максимом Гуревичем – он загорается, он возмущен, его волнует тема, и в этот момент начинается возможность дискуссии. Но тут же вмешивается Сергоманов: раз-раз - все разрушил, затем вообще выходят примирители, например, Каспржак. Т.е. дискуссии каждый год не случается!