Лекции

А.Н. Тубельский (генеральный директор Научно-педагогического объединения "Школа самоопределения", Заслуженный учитель России, президент Ассоциации инновационных школ и центров, к.п.н., г. Москва).

"Обеспечение субъектной позиции старшеклассника в образовательном процессе – важнейшее условие становления взрослости".

Тезисы:

Образование – от слова “образ” – лепка самого себя.

Деятельность – активность человека, направленная на достижение осознанной цели.

Как сделать так, чтобы спецкурсы развивали универсальные умения? Но юноша может образовываться не только в школе.

Что обеспечивает появление опыта взрослости:

  • Разработка индивидуального учебного плана
  • Опыт осуществления проектов – от замысла до воплощения

Процедура защиты проекта должна проходить в режиме социального обсуждения

  • Юноша – участник уклада жизни школы.

Органы управления школы, в которых должны участвовать ученики.

Б. Д. Эльконин

"Поле посреднического действия"

Открытое действие – когда посредник отступает, освобождая поле действия, отсюда:

Откуда он отступает?

Что открывается тогда?

Возраст 1 – 3 года аналог юношеского возраста по принципу (периодизация Д. Б. Эльконина).

3 основных линии:

•  слово

•  орудие

•  ходьба

 

Правильно организованное посредническое действие .

Основное новообразование этого возраста, как и юношеского – страх встречи со стихией. С ней может встретиться только установленное существо, т. е. существо с тонусом.

•  Означивание и различение.

•  Установление и внутреннее различие.

•  Естественное течение и несовпадение.

Единство этих аспектов задает поле посреднического действия.