Большие пленарные доклады


А. М. Клешко (председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края, г. Красноярск).
Доклад "Результаты общего образования: регионально-политические ожидания".

Основная идея доклада: современное образование не отвечает важнейшему вызову времени, продиктованному тем, что Россия как часть мирового сообщества интегрируется в постиндустриальное пространство. При этом реформируется экономика, политика и гражданские институты, тогда как школа продолжает выпускать юношей, не способных адекватно реагировать на постоянное движение и модернизацию. По этому поводу необходима серьезная общественная дискуссия с привлечением самых высоких общественных, экономических и политических кругов. Эта дискуссия должна ответить на важнейший вопрос: какие выпускники нужны для страны. На примере Англии Алексей Михайлович доказал, что сейчас прежде всего нужны мобильные люди, способные мыслить творчески, принимать решения и брать за них ответственность, не боящиеся риска, обладающие проектной и аналитической грамотностью. После создания социального заказа необходимо выстроить комплекс учебно-воспитательных методов, которые приведут к формированию качеств трудовой мобильности. Кроме того, уже сейчас необходимо ввести в школьный курс преподавания основы новой трудовой этики (корпоративная лояльность), что в принципе характерно для подготовки профессионалов во всем мире. Одновременно с этим необходимо воспитывать ответственное отношение к самому себе, которое А.М. Клешко понимает как ключевую гражданскую компетентность. То есть современный молодой человек в идеале – это равное соотнесение личностных и гражданских интересов (гармония между индивидуальным и коллективным). Как вывод всего доклада прозвучала формулировка задачи для современной школы: стать площадкой для каждодневной практики активной гражданской жизни. То есть уже на уровне школы нужно воспитывать человека, имеющего свою гражданскую позицию.

В подтверждение своих идей Алексей Михайлович рассказал о конкурсе гражданских инициатив, который проводится в г. Красноярске в течение последних лет. Для реализации проектов администрация города выделяет гранты, которые позволяют формировать поле гражданских инициатив. В этом году финансовая поддержка социальных гражданских проектов составила 1 млн. долларов. Очевидно, произойдет движение от реализации проектов как частных инициатив к созданию собственно гражданского общества как отдельного института, влияющего на жизнь страны в целом.

Один из вызовов, прозвучавших в рамках доклада, подвел итоги рассуждений Алексея Михайловича: останется ли школа ведущим социальным институтом, определяющим стиль и формирование гражданского общества, или она уступит это место другим общественным институтам, например, СМИ.

 

А. А. Попов (директор Открытого корпоративного университета "Школа гуманитарного образования", к.философ.н., г. Москва).
Доклад:"Современное юношество и идея образовательной программы на пути к новой институциональной модели"

Александр Анатольевич обозначил четыре основных пункта своего доклада:

•  Юношеский возраст как этап онтологического становления;

•  Идея практики и юношеское становление;

•  Образовательные программы и пакеты самоопределения;

•  О новых институциональных моделях.

Юношеский возраст определяется как онтологический возраст, в котором происходит освоение бытия. Онтология понимается как проблема, которую каждый человек решает в течение всей жизни. Такую проблему невозможно решить, и юношеский возраст отличается от остальных тем, что он как бы находится на острие проблемы – решается вопрос, каким должен быть мир сегодня (то есть через современность) и завтра. На будущее можно только выдвигать прогнозы – будет ли оно вообще, и каким оно будет. В этом смысле кризис старшей школы объясняется тем, что юноши не получают ответа на базовые онтологические вопросы. Александр Анатольевич выделил пять основных вопросов, характерных для русского национального сознания:

•  идея мира, свободы и гармонии как организация мира в целом

•  идея служения (в том числе гражданского)

•  идея освоения (например, новых территорий)

•  идея духовных поисков (самоопределение)

•  идея духовности (новации, духовные прорывы).

Для современной России характерна ситуация неопределенности, которая приводит в сферах гуманитарного познания к следующей цепочке: натуралистическая антропология - трансцендентальная антропология - идентификационная антропология. Воспитательные техники основываются на полевой, самоопределяющейся, то есть идентификационной антропологии. Здесь необходимо понять, как происходит ситуативное реагирование человека на определенные раздражители. Современная французская философия вводит новый термин, объясняющий цепочку реакций: ансамбль субъектных значений и объектных структур, которые можно объяснить как субъектную свернутость – не принятие решения, а мгновенное практическое реагирование. Как можно научить такой ситуативно-стратегической логике в школе? Частично такие техники реагирования реализуются в ОДИ, однако А.А. Попов предлагает другое решение: создавать новые образовательные программы, которые он понимает как социально-культурные модели, которые могут преподаваться в трех основных аспектах, характерных для образования:

  1. актуализация социально-культурных моделей
  2. идеализация социально-культурных моделей
  3. трансформация социально-культурных моделей.
  4. Нужно создавать новые культурные среды, внутри которых могут происходить те или иные действия – аналитика, моделирование и трансформирование. Проектная деятельность - только один из видов такого действия.
Необходимость создания новых институциональных моделей обусловлена тремя факторами: устаревшим аппаратом государственного управления, глобальной трансформацией мирового сообщества и постмодернистской неопределенностью. Однако такие новые модели неприменимы к массовой системе образования. Свой доклад А.А. Попов закончил неожиданной фразой: «Уходить надо!»

Своими впечатлениями от докладов делятся слушатели:

А. М. Аронов:

Сегодня прозвучали на большом пленарном заседании два очень серьезных доклада. Прекрасно выступал А.М. Клешко, но опять, к сожалению, это некоторые пожелания власти к школе, которые звучат на каждой конференции, которые школа в принципе не может выполнить. А власть этого, к сожалению, не замечает. Да, то что они говорят, это то, что нужно, они правильно видят современный мир, но кому они это говорят – они теряют адресата. Не звучит конкретных предложений. Смотрите, в первый день А.Г. Хлопонин четко сказал: у меня надежда на государство. С этой точки зрения говорить, что надо делать – этого недостаточно. Надо помогать, надо проводить ясную, четкую политику, в том числе с финансовыми вложениями. Доклад Попова – ясный, достаточно аргументированный, современный подход, выстраивание другой институциональной формы образования. Пока старшая школа согласно закону об образовании необязательна, она конкурентно способна. Но если будет принят закон об обязательной старшей школе, о чем говорил Башев, то все современные образовательные практики окажутся под большим ударом. Государство под воздействием всех лоббистских кругов к сожалению ведет реакционную политику, тормозит процессы развития. Складывается ощущение, что региональные власти готовы поддержать инновации, а федеральные власти напротив тормозят развитие.