Проблемные симпозиумы


«Новые формы знакового опосредствования в обучении».

Б. Д. Эльконин, О. С. Островерх, Е. Г. Фирсова, О. Э. Лих.

Были представлены 3 экспериментальных разработки (Фирсова Е.Г., Лих О.Э., Реморенко Е.В.) с использованием «модели». Рассматривалась проблема построения этапов действия моделирования.

Каждый участник представил свою экспериментальную разработку в виде презентации.

•  Спонтанность и инициативность в самом опосредствовании.

•  Знак задает возможности играть смыслом.

 

 

«Индивидуализация в старшей школе»

 

Своими впечатлениями поделились:

А.К. Лукина (г. Красноярск): Секция была очень интересная, дискуссия была, потому что прозвучал доклад об образовательных стажировках. Вопрос: насколько они решают задачи взросления – обучение девятиклассника в университете: как там происходит взросление. Интересный разворот темы, связанный с тем, происходит ли воспитание во время обучения. Так что произошло две содержательные дискуссии- одна связана с воспитанием, другая с образовательными стажировками. Школа имеет свою четкую программу, хорошо продуманные задания. Так что модель очень интересная, основанная на том, чтобы выращивались персональные мотивы обучения, методы обучения. Технологии, которые они предлагают – это серьезная инновационная работа. Ученик получает индивидуальный план, он учится адекватно оценивать себя, рефлексировать. Такая модель обучения не может быть массовой. Конечно, есть дискуссионные вопросы, они естественны, так как любое новое всегда вызывает вопросы.

Н.В. Муха (г. Томск): Я очень довольна, что доклад нашел отклик, аудитория была заинтересована. Для себя я вынесла из последнего разговора, что разные практики, описанные в разных языках, должны найти какие-то моменты согласования и понимания друг друга. Мы имеет в виду одни и те же вещи, которые называем разными именами. Возникла такая терминологическая вещь. Это важно, потому что это необходимо для общества – чтобы был единый контекст понимания. Конечно, тему необходимо дальше углублять и работать над пониманием.

А.Н. Тубельский (г. Москва): Этот симпозиум был посвящен дополнительному образованию и его роли в самоопределении юношества. Участники симпозиума говорили о том, возможно ли такое дополнительное образование, и может ли быть для некоторой части юношества такая форма обучения основным образованием. Знаю это на личном опыте. 15 % людей получили то, что мы называем образованием – самоопределение и т.п. в учреждениях дополнительного образования. Эму мысль мы обсуждали на симпозиуме, а главное, искали пути, чтобы превратить вот это нешкольное образование в способ организации самоопределения юноши. С подачи А. Попова родилась идея обращения к депутатам Законодательного собрания и тп. о развитии дополнительного образования в Красноярском крае. Появились проекты совместной деятельности по этому поводу, так же обсуждалась отношение школы к этим открытым образовательным проектам. Сегодня, на мой взгляд, есть около тысячи разных программ дополнительного образования. По этим программам можно работать, но школы не хотят сотрудничества (например, выдавать сертификаты). И вообще с их стороны очень настороженное отношение. А это должно быть общим таким делом. Пока мы на таких конференциях обсуждаем такие вопросы, получаем друг от друга не только информацию, но и заряд бодрости – это ценно само по себе. Мы начинаем оптимистически глядеть на эту работу. Работать надо. Пока мы будем вздыхать и жаловаться на тех, кто сверху – новый министр придумал новую реформу и т.п., ничего не получится. А когда мы так собираемся, мы говорим – да, мы может делать это вместе. Это и есть миссия ученого, миссия интеллигенции.