Мастерские


Мастерская «Мониторинг индивидуального прогресса учащихся как критерий взросления». А.М. Аронов, О.Г. Баландин, О.В. Знаменская, А. Казанова, И.Е. Ким, П.Г. Нежнов, Л. А. Рябинина, О.И. Свиридова, Б.И. Хасан (г. Красноярск – г. Москва).

На мастерской разработчики представили пакет диагностических заданий для измерения индивидуального прогресса учеников, а также ответили на вопросы аудитории  по этому пакету.

Б.И. Хасан отметил, что использовать инструмент в образовательных учреждениях можно в рамках специального договора с разработчиками, так как диагностический пакет нуждается в некоторой доработке – вместо 6 срезов было проведено 3, поэтому разработчики будут продолжать работу с пакетом. Кроме того, коллектив авторов против того, чтобы диагностика ИП была внедрена в массовую практику системы образования, так как в этом случае она потеряет свою эффективность - вместо реальных результатов по диагностике будут фиктивные.

Особенность создания инструментария по диагностике индивидуального прогресса: его разработчики провели исследование всех существующих методик диагностирования (ПИЗА и т.д.), с тем, чтобы создать действительно эффективный пакет диагностики. Исследование было инициировано через НПФК Мирбанком. Отличие от остальных методик – пакет измеряет не ЗУН, а динамику в развитии мышления и сознания . Такое отслеживание динамики ИП демонстрирует процесс формирования механизма основательности принятия решений, т.е. по сути дела, диагностируя мышление, мы диагностируем и становление «взрослости» .

Изначально диагностика ориентирована на школу, так как ее основная цель – дать оценку эффективности преподавания школьных предметов, которые влияют на формирование мышления и понимания как базовых процессов учебной деятельности. Задача диагностики - показать прирост (или его отсутствие) в процессах мышления и понимания. Использовать эту методику диагностики в ПТУ, например, можно, если педагоги используют учебные предметы как средство формирования мышления и понимания. Собственно говоря, и в школе применение такого рода диагностики должно быть интересно учителю, в противном случае результаты мониторинга превратятся в «бич» для учителя (Б.И. Хасан).

Предметные линии и их выделение вытекали из гипотезы разработчиков, чем может быть полезна математика, физика, русский язык для формирования и развития мышления. Корреляция пакета заданий с жизненным материалом такова: 3 уровень – это уже выход за рамки учебной деятельности, так как умение отрывать способ от задачи, переносить на другой контекст может пригодиться и в жизни. З уровня, выделенные в пакете диагностических материалов, отражают последовательность формирования и динамику способности отрывать способ решения от условия задачи.

Линии, которые являются сквозными в пакете диагностики по русскому языку и математике:

•  Русский язык: две линии  

•  адекватное использование языкового знака (т.е. понимание значения и смысла языковой единицы). Эта линия также делится на три уровня: 1) понимание слова в буквальном значении 2) понимание слова в контексте 3) умение находить формы для выражения определенного контекста, т.е. конструирование.

•  собственно предметная - умение выстраивать системные отношения в языке , которая также делится на три уровня. Пример: 1 уровень – понимание, чем отличается ед. ч. от мн. ч., 2 уровень – понимание, что ед.ч. может выражать множественность объектов, и 3 уровень – линия моделирования языковой системы.

•  Математика: две линии

•  моделирование – сквозная линия из начальной школы в основную (см. презентацию);

•  линия следования инструкции, алгоритмическое мышление. Здесь распределение по уровням происходит следующим образом: 1 уровень – вычленение инструкции и следование ей, 2 уровень – применение инструкции для аналогичной ситуации, и 3 уровень – трансформация алгоритма в зависимости от ситуации.

При применения данной методики диагностирования индивидуального прогресса ученика важна мотивация учителя, его желание отследить динамику, движение ребенка от одного среза к другому. По сути дела, методика может использоваться разными адресными группами (учителя, школьные администраторы и т.п., см. презентацию). Это тестирование не снимает идеи текущего оценивания детей, которое под воздействием диагностики может измениться – стать уровневым, т.е. оценивание ребенка не по традиционной пятибалльной системе, а в соответствии с его движением по предмету. В этом смысле тест может только откорректировать результаты такого уровневого оценивания.