"Что ситуацию определяет как ситуацию развития? Что среду делает образовательной средой?".
Модератор панельной дискуссии Вячеслав Владимирович Башев подчеркнул, что панельная дискуссия задает тон конференции и от того, как она проходит, зависит содержательный накал конференции в целом. Тематика конференции, и панельной дискуссии в частности, направлена на обсуждение базового понятия психологии развития - социальной ситуации развития. Для последующей работы важно конкретизировать это понятие, проиллюстрировать его на примерах.
1. Смысловая реконструкция; 2. Преодоление сложившихся схем; 3. Новые горизонты. Ответить на вопрос "Какую ситуацию можно полагать как ситуацию развития?" следует так: "Никакую". В уже сложившемся никакого развития не будет.
1. Непосредственное окружение; 2. Контекст. В социальной ситуации развития человек имеет возможность свободного действия и собственной активности.
1. В какой степени образовательная среда является составной частью содержания образования? 2. Главная беда сегодняшней школы - несоответствие внутренней и внешней среды школы. Реформа школы также лежит здесь, в характере отношений. Это важно. 3. Что есть ситуация развития? Когда мы обсуждаем социальную ситуацию развития, нужно ее рассматривать отвлеченно от идеального образа, сложившегося в голове педагога.
Основные тезисы участников Панельной дискуссии:
Б.Д. Эльконин: Социальная ситуация развития прежде всего представляет собой способ включенности в обстановку. Такая включенность характеризуется тем, что опыт и уже приобретенные схемы требуют преодоления, открывает новые горизонты.
Для социальной ситуации развития характерно:
Т.М. Ковалева: Когда обсуждается социальная ситуация развития и образовательная среда в педагогике, то имеется в виду насыщение, наполнение этой среды. На конференции важно рассмотреть аспект такого отношения с ребенком, при котором сам взгляд на любую среду формируется как образовательный. То есть ребенок может любую среду воспринимать как образовательную. Нужно держать эту установку.
С.Н. Ким: Телевидение не представляет собой никакой образовательной среды - там нет такой задачи. Основные задачи телевидения - информировать и развлекать. Ситуацию развития делает человек, который пришел что-то развивать. Педагог делает среду образовательной. Именно педагог может выносить в дискуссии, происходящее на экранах телевизора.
М.В. Кларин: Что делает среду образовательной средой? Я вижу такой ответ: системное внимание к образовательной практике со стороны заинтересованных субъектов. Мне интересно соотношение между внутренним движением человека, динамикой его личных смыслов в жизни и профессиональным, корпоративным движением.
И.Д. Фрумин:
Выделяются два представления о среде:
А.Г. Каспржак:
Для обсуждения на конференции предлагается три дискуссионных вопроса:
П.А. Сергоманов: Если ситуация содержит в себе конфликт, то ее можно определить как возможность социальной ситуации развития. Но не всякий конфликт и трудность создают социальную ситуацию развития. Должно быть еще что-то втрое, что можно обозначить как принятый вызов, принятый конфликт. Таким образом, социальная ситуация развития определяет принятый вызов как учебный, в котором результат не определен.
Е.Ф. Сабуров: Развитие с экономической точки зрения представляет собой расширение возможностей, расширение свободы. В настоящее время свобода - не условие, а цель развития. На наш взгляд, правила и ограничения не сужают, а расширяют свободу. Правила передаются через образование. Образование - благо, которое создает сам человек. Образовательная услуга - это не само образование с точки зрения экономики. Образование совершает сам человек, и как человек это делает - для меня наиболее интересный вопрос.
А.А.Попов: Современную ситуацию развития следуют понимать как ситуацию неопределенности, в которой у человека есть возможность стать субъектом. И образовательная среда должна быть выстроена как ситуация неопределенности. Для социальной ситуации развития необходим и важен специально подготовленный менеджмент, который способен ее капитализировать.