Телемост


А.Г. Асмолов (заведующий кафедрой психологии личности МГУ, д.психол. наук, г.Москва).
"Поколение перестройки: социально-историческая ситуация развития" (телемост).
Модератор - Б.И. Хасан.


О содержании доклада А.Г. Асмолова рассказала Марина Рычкова:

Свой доклад Александр Григорьевич начал с представления видения проблемы взаимоотношений между поколениями, основной характеристикой которых обозначил некоторую растерянность, как со стороны старшего поколения, так и со стороны молодежи.

Тип отношений, складывающийся в нашем обществе, докладчик оценил как соответствующий конфликтной модели развития мира (основания модели заданы учениями трех "великих конфликтологов": Ч. Дарвина, К. Маркса, и З.Фрейда). Следствие реализации такого типа модели в межпоколенных отношениях - ритуализация поведения молодежи, принятие подрастающим поколением агрессии, жестокости и насилия как нормы жизни.

Альтернативная модель развития мира, основанная на работах Кропоткина, - "Взаимоотношения в мире людей и животных как фактор эволюции" - в ее основании лежат формы симбиоза и кооперации.

"Развитие, совместная деятельность, зона ближайшего развития достижимы через взаимопомощь".

Образование - институт социализации личности, развитие - это расширение возможностей личности.

Ключевой вопрос образования на данный момент - вопрос мотивации детей. "Когда мы проводим час с любимым человеком - время пролетает незаметно, мы не успели получить все, что хотели; когда мы проводим час за зубрежкой, неинтересным делом, в напряженных отношениях (организованных конфликтно) - это время тянется бесконечно".

Неправильное понимание задач развития приводит к рискам:

    1. Образование редуцируют к сфере услуг;

    2. Непонимание идеалов образования.

    3. Подмена реальных проблем формальными характеристиками (прежде чем разрабатывать профильные школы и т.п., нужно ответить на вопросы: "Ради чего учить?", затем: "Чему учить?", и только потом: "Какими техниками учить?").

    4. Риск профильной школы заключен в нарушении основного принципа развития, школа должна развивать общую одаренность;

    5. Отставание учителя от ученика в вопросе "для чего нужно учить?". Согласно психологии развития, нужно учить неопределенности, работе с недостаточными данными, воспитывать толерантность к неопределенности (образование в мобильном обществе мобильного человека).
Психология развития, культурно-историческая психология - основа "моста" для связи поколений".