Проблемные симпозиумы


"Какое основное общее образование адекватно сегодня возможностям России?"

Абанкина Ирина Всеволодовна (г. Москва):

"Вопрос, который обсуждался, - это вопрос о том, какую основную школу (с 5 по 9 класс) сегодня может выдержать наша система расселения. В ней наблюдаются негативные тенденции, связанные с тем, что резко возросло количество крайне мало заселенных пунктов. Такая структура расселения не выдерживает основную школу как социальный институт во всей его полноте. Видимо, есть взаимный вопрос, каким образом можно придумать такую школу, которая была бы адекватна системе расселения и, в то же время, которая обеспечивала бы то качество и те требования к основному образованию, которые ставит сегодня и общество, и выдвигает профессиональное сообщество. Нам это нужно, чтобы мы все-таки могли быть конкурентоспособными по сравнению с другими странами для этого возраста - чего сегодня мы о себе сказать не можем.

Очень интересным в развернувшейся дискуссии было взаимодействие специалистов в области институциональной экономики и педагогов, которые знают школу изнутри, которые могут понять, а можно ли сегодня растянуть основное образование на две составляющие - для ранней стадии и для следующей. И вот это сочетание предложений, которые изнутри школы могут сделать директора, учителя школ и нас - экономистов-институциональщиков - вот это было самым интересным в дискуссии".

 

"Нормативные результаты (стандарты ступеней), правовые и организационные условия профильного обучения"

П.А. Сергоманов, Е.В. Недодел (г. Красноярск), А.А. Попов, И.Д. Проскуровская (г. Томск).
Модератор - А.В. Лученков.

О том, как прошел проблемный симпозиум, рассказала Екатерина Недодел:

"Основной задачей симпозиума была постановка проблемных вопросов.

Симпозиум предполагал, что будет несколько позиций:

    1. Позиция организатора, или менеджера. Ее представил Сергоманов П.А.
    2. Позиция обеспечения методических аспектов (Попов А.А. и Проскуровская И.Д.)
    3. Правовая позиция, то есть организация профильной школы с точки зрения права. Ее представляла я.

По-моему, сейчас говорить о результатах преждевременно, они будут осмыслены позже. На симпозиуме состоялось несколько интересных сюжетов. Оказалось, что менеджмент и идеологическая составляющая, технология, лежат немного в разных плоскостях и не пересекаются. На симпозиуме мы как раз и пытались находить эти пересечения.

Моя часть доклада была посвящена правовой и юридической составляющей старшей школы. Их отличие состоит в том, что юридическая составляющая касается того, что можно и что нельзя в сегодняшней ситуации с точки зрения, прежде всего, гражданского кодекса и законов образования. А правовая составляющая представляет собой возможные регуляторы и типы норм в пространстве профильной школы.

С.М. Юсфин сделал резюме, сказав, что, в соответствии с тематикой симпозиума, нормативная регулированность (нормативность) обеспечивается несколькими путями:

    1. законами;
    2. правом, с точки зрения здравого смысла;
    3. педагогическим договором (он характеризуется такими отношениями между учителем и учеником, в которых они договариваются друг с другом).



Также в результате работы симпозиума было отмечено, что профильная школа должна быть отдельным институтом (с другим менеджментом и другими отношениями между субъектами образовательного процесса), чтобы гарантировать какие-то образовательные результаты.

Для себя я отметила, что впервые изменилось понимание правовой и юридической составляющих. Обычно, правовая и юридическая составляющие воспринимаются как нечто, "что нельзя".

В целом, для всех участников симпозиум прошел продуктивно - диалог между позициями состоялся, были поставлены новые вопросы, сформулированы гипотезы".

 

"Внутрифирменная образовательная среда как условие развития организации".

М.В. Кларин, М. Кукушкин (г. Москва).

Модератор - П.И. Вяжевич.

О докладе М.В. Кларина рассказала Алена Филина:

Основные вопросы, ответам на которые был посвящен проблемный симпозиум:

     

  • как оценить эффективность тренинга,


  • как сделать тренинг результативным,


  • как поставить точку в тренинге,


  • как создать бренд нового молодежного движения с помощью тренинга.

Ведущие разворачивали подробно ответы на эти вопросы.

М.В. Кларин рассказал о технологиях оценки эффективности тренинга. Существует четыре основных показателя, которые говорят об эффективности тренинга:

    1. Мнение о тренинге - эмоциональное восприятие тренинга участниками (насколько тренинг понравился участникам);

    2. Усвоение приемов, техник в результате тренинга (что запомнили участники и готовы использовать).

    3. Применение полученных навыков на практике (изменение поведения участников в рабочей обстановке);

    4. Результативность тренинга для деятельности компании (осязаемые результаты тренинга) - наиболее значимый показатель эффективности тренинга, но и наиболее сложный в оценке.

Чтобы тренинг не оказался скучным М.Кукушкин порекомендовал на каждый тренинг придумывать образ или метафору, которые будут реализованы в тренинге. В качестве примера М.Кукушкин привел образ "семейных" трусов - участникам предлагалось представить, что им всем нужно влезть в одни большие семейные трусы, затем с разбега прыгнуть в бассейн и проплыть несколько метров. После такого тренинга люди не только достигают целей, поставленных на тренинге, но и получают удовольствие.