Т.М. Ковалева (ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, д.п.наук, г. Москва). Доклад "Социальная ситуация развития в условиях профильного обучения в старшей школе". Модератор - П.А. Сергоманов.
А.А. Попов, И.Д. Проскуровская (г. Томск). Доклад "Образовательное событие как форма капитализации практик развития (на материале тренингов, программ старшей профильной школы и дополнительного образования)". Модератор - В.В. Башев.
На вопросы о содержании доклада ответил А.А. Попов:
Вопрос достаточно традиционный, каковы основные тезисы Вашего доклада, о чём шла речь на пленуме?
"Речь шла об образовательном событии, о модульных формах организации образования и, в связи с этим, о перестройке связанных с этим образовательных институтов, как то: дополнительное образование, старшая профильная школа. Очень много обсуждались проблемы элективных курсов, проблемы организации профилей, сетевых моделей старшей профильной школы. Мы коснулись проблемы тренингов и их организации, в общем, обсуждались возможности и резерв педагогики развития и педагогики самоопределения для построения современных, в том числе и рыночных, образовательных продуктов".
То, что вы предлагаете для решения проблемы организации профилей, на практике не может быть осуществлено на базе уже существующих Учебно-производственных комплексов (УПК) и Центров дополнительного образования (ЦДО)? В чём отличия?
"Во всём! Начиная от содержания, тематизмов, которые обсуждаются с детьми, заканчивая формами организации и построения бюджета. И, самое главное, что туда должны прийти другие люди. Люди нового поколения, работающие и думающие по-новому, с новыми ценностями. Это даже не преподаватели. Это тренеры, тьюторы, это менеджеры, преподаватели там не нужны в большом количестве. Всё это - люди, которые работают периодически - по контракту. В "доме пионеров" на самом деле не должно быть персонала, там должен быть завхоз, технички и менеджер - и всё! Всё остальное - по найму на отдельные проекты".
Какие-то образовательные результаты от применения на практике Вашего проекта уже получены?
"Огромные образовательные результаты. Это реформа дополнительного образования в Красноярском крае. Это серия наших элективных курсов поддерживаемых на всех самых высоких уровнях. Эта наша работа с серьёзными корпорациями на московском рынке и так далее".
Какие из вопросов аудитории Вам особенно понравились и запомнились?
"Очень хороший вопрос был задан в конце о том, что, не подменяет ли педагогика развития сегодня институты самоопределения человека, как то: право, частная собственность и всё остальное. Ответ: да, подменяет, и в этом её миссия. В России нет этих институтов. Нет институтов индивидуальности, институтов личности и педагогика самоопределения. И это главная задача педагогики самоопределения - это социальная задача, а не психолого-педагогический эксперимент. К сожалению, этот мой тезис не понимается на конференции. У меня даже есть подозрение, что это потому, что люди психолого-педагогический эксперимент делать умеют, а родине служить - нет…".
Е.О. Смирнова (зав.лабораторией Психологического института РАО, д.психол.н., г. Москва). Доклад "Изменение родительского отношения с возрастом ребенка". Модератор - Е.Г. Обросова.
О докладе Е.О. Смирновой рассказала Е.В. Реморенко:
"Доклад Елены Олеговны был посвящен исследованию, в котором речь шла о динамике детско-родительских отношений в онтогенезе ребенка, где сравнивался характер родительского отношения у детей двух, пяти, восьми лет и подросткового возраста. Было рассказано о специальном методе, который позволяет измерить и описать, качественно и количественно, детско-родительское отношение, основываясь на двух началах - личностном или предметном. И были выявлены некоторые закономерности в развитии этого родительского отношения, которое, в некотором смысле, отражает логику развития ребенка и периодизацию его развития.
В ходе дискуссии было задано множество вопросов и приведено примеров, подтверждающих высказанные тезисы.
М. Зелман(консультант Американского совета международного образования, PhD, Принстон, США). "Новый инструмент оценки грамотности в области информационных и коммуникационных технологий"
Интервью с Марком Зелманом.
Расскажите, пожалуйста, для гостей нашего сайта о Вашем докладе и мастер-классе, состоявшихся на конференции.
"Мой доклад был о различных видах "assessment" (оценки): achievement и ability. То есть об оценке знаний и предсказательной оценке достижений, чем они отличаются, об их преимуществах и недостатках, где они применяются.
Так же были рассмотрен новый тип вопросов - плохо структурированных. Я рассказал об исследовании, которое показывает, как они работают, статистические и психометрические характеристики этих вопросов.
На мастер-классе я рассказывал о стадиях написания теста, различных видах ability-тестов (прогностических). Также я продемонстрировал виды тестов, построенных на основе плохо структурированных вопросов, о которых я рассказывал в своем докладе".
Состоялся ли диалог с аудиторией?
"Да, состоялся. И очень большой" (улыбается).
Какие вопросы преимущественно задавались? Всё ли, что прозвучало в вашем докладе и на мастер-классе, было понято аудиторией?
"Вопросы были разные. Но я бы не сказал, что аудитории было что-то непонятно, скорее слушатели интересовались, они хотели получить больше информации. Сам доклад был очень сокращённый, и всё было невозможно в нём охватить, поэтому слушатели спрашивали, конкретизировали. Пытались найти больше информации о том, что я говорил".
Сегодня последний день работы и по традиции мы интересуемся впечатлениями гостей от конференции. Что вам особенно запомнилось?
"Конференция очень-очень интересная. Я сюда приезжаю второй раз - и не зря. Мне всё очень понравилось: здесь много интересных людей, великолепная атмосфера".
Остались ли в памяти какие-то доклады, на которых Вам удалось поприсутствовать?
"Вот буквально сегодня утром был очень интересный доклад К.Н. Поливановой…Но это только один из примеров, а таких докладов было очень много".