Итоги конференции


Итоги конференции подвели члены программного комитета и участники конференции:

Тубельский Александр Наумович:

"Я вижу очевидный рост понимания, проблемность и, что для меня более отрадно, некоторые новые конструкции в образовании, в управлении образованием. Это очень видно. Поднялся уровень дискуссий, обсуждений, хотя авторы оргпроекта хотели, на мой взгляд, ограничить возможности дискутирования по разному поводу. Тем не менее, мы прорывались - использовали время, которое не было отведено на дискуссию. Это хорошо, дискуссионность надо усиливать и увеличивать - общество к этому готово и созрело.
Мое предложение на следующую конференцию: обсудить, что есть общее образование.

Мы вокруг да около ходим, но мы никогда не отвечали на этот вопрос. Отсюда придумываем профильное обучение, другое какое-то, с институтом сливаем школу, скоро с ПТУ будем, потому что уровня такого достигнем, и т.д.

Может быть, эту тематику стоит несколько заузить, например, что есть содержание общего образования. Мы вопрос о содержании уже лет пять не обсуждали.

Еще одна из тем - на этой конференции это задевали через социальную ситуацию развития, через образовательные среды - возможные варианты перестройки того, что мы называем образовательный процесс, я говорю про учреждение в школе. Потому что существующие программы уже перестали действовать, потому что структура самоорганизации школы остается такой же, как и была, и в этой структуре мы уже достигли совершенства. Дальше уже нельзя - из этой школы дети уже скоро побегут. А вот каким образом разноорганизованные образовательные процессы, в том числе школа с пространственной организацией, классно-урочная школа действуют, можно было бы обсудить".

 


Фрумин Исак Давидович:

"Я бы хотел сказать два слова относительно темы, которую мы поставили, и замысла. Мне кажется, что замысел обсудить категорию социальной ситуации развития, понятие, он не удался. Я с сожалением об этом говорю.

Как можно было бы увидеть конференцию, если бы он удался: наверное, речь идет о том, что все доклады должны быть этому посвящены. Мне представляется, что некоторые базовые понятия (в отличие от терминов) - это нетривиальные конструкции, и они очень богаты. Видимо, желание многих из нас увязать то, что мы делаем, с социальной ситуацией развития привело к тому, что эта важная мыслительная конструкция стала использоваться просто как такая "фишка", на житейском уровне понимания. В этом смысле нам удалось превратить научное понятие, по Выготскому, в житейское понятие. Мне кажется, что при выборе темы конференции очень важно этот риск понимать, и может быть у меня нет готового ответа на этот вопрос, но лучше вообще не использовать тогда такие вполне определенные научные понятия в темах конференции, потому что возникает невероятный риск резкого снижения смысла и содержания этого понятия.

Но это не означает неудачи конференции - это конкретная ситуация с этим понятием, хотя можно было бы попробовать. Это конкретная ситуация развития этой конференции, как говорит В.В. Башев. Если опять же к ней так относится и разбираться, а не пропускать мимо глаз.

Тем не менее, оказалось, что вторая категория, дала возможность поговорить по поводу некоторого житейского представления ("среда" не является строго научным понятием - за ним нет мыслительной конструкции), мы увидели демонстрацию разных сред. Сейчас уже невозможно представить процесс образования сам по себе, а необходимо постоянное удержание целого ряда контекстов (сред), и они были очень интересно представлены. Для меня важно было представление о многообразии сред, в которые включен ребенок и учитель, которое я на этой конференции получил. И, что очень существенно, что мы начали относиться к среде как к тому, где надо искать активность и стимулировать активность. Идея стимулирования активности звучала несколько раз на конференции, и это одно из направлений последующих размышлений и разработок".

 


Башев Вячеслав Владимирович:

"1. Я частично согласен с тем, что происходит некоторое "загрянение" понятия. Но, с другой стороны, если мы хотим, чтобы люди разговаривали по понятиям, по научным, по педагогическим, то надо соответствующий контингент собирать. Мы должны понимать, что наряду с тем, что конференция является научной, она, вместе с тем, является научно-популярной. Здесь все зависит от цели: если мы хотим по серьезному обсуждать научные понятия, то уровень участников конференции должен быть не ниже кандидата наук.

2. С моей точки зрения, надо сохранять статус научно-популярной конференции. Несмотря на "загрязнение" понятия, возникает "теория среднего уровня" - когда мы начинаем разговаривать про социальную ситуацию развития не только в абстрактных терминах, но и когда возникают некоторые конкретные и интересные примеры и практики. Путем таких простых обсуждений очень сложного понятия идеальной формы подростка, мы сдвинулись в сторону практики подростковой школы. Поэтому есть большой плюс в таких обсуждениях.

3. Я считаю, что конференция очень сильно проигрывает от того, что она не учитывает своего основного потребителя. Никак не обсуждается, какой ресурс нужен для реализации всех идей. То есть, обсуждается очень много идей, но идея хороша, если за ней следует какой-то организационный план действий. Может быть, имеет смысл целенаправленным образом на конференцию приглашать начальников управления образования разных регионов, ректоров институтов повышения квалификации. То есть людей, которые не только могут слышать, но у которых есть деньги, которые обладают организационным ресурсом и т.д.

4. В прошлом году мы решили, что начинаем серию конференций, посвященных базовым понятиям психологии развития. Первое базовое понятие психологии развития - социальная ситуация развития, мы обсудили, как смогли. Поэтому следующая конференция должна быть посвящена следующему понятию психологии развития, а именно - понятию "зона ближайшего развития".

 


Смирнова Елена Олеговна:

"Я хотела бы продолжить тему про расширение научных понятий. Это неизбежно случается, когда какое-либо понятие попадает в тему научной конференции. Это закономерно, потому что наша конференция - полидисциплинарная, у каждого свой язык. От этого разброс мнений и позиций. В этом есть свои плюсы и свои минусы.

Отношение к образованию как к услуге, такой технократический подход как к обслуживанию чего-то - этот момент вытесняет образование как самоценность, как самоцель. Сохранение культуры, сохранение образа человека уходит из наших разговоров, что очень обидно. Я бы поддержала линию обсуждения задач общего образования, нужно ли оно, или нам нужно приспособить человека к рыночной экономике".

 


Эльконин Борис Даниилович:

"Дорогие коллеги, очень приятно, что эта конференция была. Понятие как понятие в режиме конференции, во всей строгости работы с понятием, взято быть не может. Но это не значит, что эта работа должна быть замещена какой-то симуляцией понятийной работы.

Не надо прорабатывать понятий на конференции, но надо прорабатывать все те контексты, от которых в отношении понятия может быть какое-то движение и продвижение. И это не популярные вещи, потому что популярность - это некое плохое замещение.

Я делаю акцент не на слове "педагогика", а на слове "развитие". Несмотря на то, что вся жизнь связана с дисперсией не чистого мышления, а какой-то практической интуиции - концепта - здесь что-то действительно "случается". И это является итогом для меня".

 


Фрумин Исак Давидович:

"Когда мы стали обсуждать тему социальной ситуации развития в программном комитете, я сказал, что это очень узкая тема и надо добавить тематику про среды. Сейчас я должен сказать, что это была ошибка, потому что это исключительно богатая мыслительная конструкция, которая была предложена Выготским, которая связывает внешнее окружение и собственное действие ребенка, его отношение. Но, из-за того, что мы его разбавили житейским понятием среды богатства идеи социальной ситуации развития не получилось.

У практиков возникает множество идей и ходов, которые ученые бы не придумали в ходе конференции.

Я бы поддержал предложение насчет зоны ближайшего развития. Это было бы красиво, что люди на этот счет нафантазируют".

Хасан Борис Иосифович - … только конечно же с растяжкой. Именно благодаря двойному названию, мы получили интересные доклады, потому, что даже те, кто хорошо знаком с известными понятиями пытались их переосмыслить в новых связях и контекстах.

 


Ермаков Семен Вячеславович:

"Честно скажу прошлые конференции, две или три, с тех пор как я перестал быть академическим философом и стал практикующим разработчиком, на меня произвели очень странное впечатление. Но один мой друг, эколог, описывал ситуацию в академической экологии во всем мировом сообществе примерно так: на кухне уже ощутимый запах газа, а наука все время занимается конструированием все более точных приборов, позволяющих определить концентрацию газа. И по жизни видно, и на конференции было сказано, что "в образовании уже достаточно пахнет газом". Инерция объективной науки оказалась такова, что даже на связке наука-разработка происходил все равно крен в сторону установления объективной истины о "концентрации газа". Вроде бы на этой конференции ситуация сдвигается за счет того, что появляется тот субъект, которого уже невозможно назвать чистым ученым, управленцем, это коллективный субъект, возникающий в коммуникации ученого, который перестает быть искателем объективной истины и становится искателем для принятия управленческих решений и управленцем, который понимает, что ему нужны основания для принятия управленческих решений. Да, картинку здесь можно увидеть, и в динамике работы всей конференции и секции по дополнительному образованию.

Если этот вектор можно считать ценным и его сохранять и усиливать, то одним из содержаний следующих шагов должно быть появлений той самой "теории среднего уровня", которая бы позволяла коммуникацию построить, обсуждать содержательные формы организации и содержательные формы управленческих решений - не административные. Без такого языка в действительность обсуждения не попадут руководители отделов образования. А с другой стороны, без такого языка мы любую разработку с большим трудом будем превращать в управленческое решение".