Большие пленарные заседания

Сегодня состоялось 3 больших пленума.

Председательствующий - Исак Давидович Фрумин (эксперт всемирного банка реконструкции и развития, доктор педагогических наук, г. Москва)

"Реформа образования III: предметы стратегического партнерства государства и общества"

Петр Георгиевич Щедровицкий (к.ф.н., руководитель Центра Стратегических Исследований Приволжского федерального округа; профессор кафедры методологии корпоративного принятия решений Высшей ШколаыЭкономики; член Совета директоров Центра корпоративного предпринимательства г. Москва)

Впечатлениями от доклада делятся слушатели Виктор Георгиевич Васильев:
Очень интересное выступление, поскольку "реформа 3" - как он называет - наверное, это одна из тех главных проблем, которая сейчас стоит перед российским обществом. Мне кажется, он обращает наше внимание на то, что "реформаторы 2", и вообще все педагогическое сообщество, напоминают сейчас, говоря метафорой, "железную дорогу, оснащенную паровозной тягой", и переход на "электровозную тягу" - та метафора, к которой он призывает со всеми вытекающими сложностями и проблемами, стоящими перед государством.

и Борис Иосифович Хасан:
Мне трудно сказать... Он действительно делает один и тот же доклад уже несколько лет. Понятно, что три позиции зафиксированы (Имеются в виду позиции государства, общеста и педагогического сообщества) и они уже не первый раз фиксируются. Мне, например, понятно, что нужен вызов, серьезный вызов тем структурам, которые на сегодняшний день серьезными участниками дискуссии не являются.
Ответственность за вызов лежит на тех, кто сегодня отвечает за ситуацию в образовании. Как говорит Петр, это люди реформы-2, они ориентированы в основном на экономику образования, необходимо, чтобы появилось другое отношение. Я считаю, что вызов с нашей стороны будет только тогда, когда мы будем достаточно сильными, чтобы угрожать интересам системы.

"Реформа образования в Англии. Стратегический обзор"

Майкл Барбер (начальник отдела реализизации политики при Примьер-министре Великобритании).

Барбер М: "Цель образования — достигнуть результата для студента, и главный фактор при этом — учитель. Всегда нужно начинать с системы "ученик — учитель". Очень важно создавать новые школы, которые могли бы присоединяться к инновационной системе. Важно также поощрение существующих школ, чтобы они вводили новые предметы в программу".

Была представлена общая характеристика реформы как логически последовательной системы (1997-2006гг.):

    Аппаратная часть (инфраструктура)

  •    периодическое финансирование
  •    материальные ценности
  •    человеческий капитал
  •    знание
  •    квалификационные рамки (пример в России — ЕГЭ)
    Операционная система (модель реформы)

  •    рыночные силы: выбор и состязательность
  •    структура управления качеством функционирования
  •    совместная работа и возможности
    Программное обеспечение (преподавание и учеба)

  •    общесистемная политика улучшения преподавания и учебы
  •    высокие стандарты для каждого ученика
  •    учебные процессы под руководством преподавателя

"Образование для осознанной занятости".

Ефим Яковлевич Коган (министр образования Самарской области, д.физ.-мат.н, профессор, г. Самара)

В докладе был проанализирован опыт изменения схемы финансирования сферы образования Самарской области.

Некоторые тезисы доклада:

    — Здание реформы должно иметь хорошую "кладку". При этом важна последовательность реформ: с чего начнем, чем завершим. Любую задачу нужно решать с конца. Систему реформ нужно начинать от профессиональной школы к общеобразовательной. При должной воли можно построить систему образования завтрашнего дня. Для этого необходимо двигаться от цели к средству.
    — Также следует учесть следующее: образование — процесс с отсроченным результатом, необходимо учитывать стратегии и перспективы изменений.
    — И последнее, но не по значимости, необходимо изменить восприятия образования: рассматривать образование не как отрасль социальной сферы, а как сферу производства.