Большие пленарные заседания

Сегодня состоялось 3 больших пленума.

Председательствующий - Вячеслав Владимирович Башев (генеральный директор КУГ "Универс", г. Красноярск)

"Почему нужно изучать интересы?"

Исак Давидович Фрумин, Борис Даниилович Эльконин (г. Москва)

Исак Давидович:    "Возможно, Борис Даниилович дал бы другие ответы, я бы сказал так, что, фактически, в докладе мы пытались ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ученики в школе, студенты в вузе больше работали самостоятельно и инициативно, и что для этого нужно сделать? Что это за феномен такой, когда они вдруг начинают работать самостоятельно? Что ими движет? Выготский говорил, что вопрос о движущих силах - это вопрос об интересах. А вопрос о движущих силах - это ключ ко всей возрастной психологии. И в этом смысле фактически мы опираемся на эту идею Выготского, пытаясь понять движущие силы развития человека."

"Образовательная политика-2004: места рождения проблематики".

Александр Изотович Адамский (председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Министерства образования РФ, ректор ИОП "Эврика", г. Москва)

Файл презентации, которая легла в основу доклада можно скачать здесь.

"Та педагогика, которая существует на сегодняшний день не развивается и если возможны перспективы, то они в руках психологов. Дискуссия была показательна: пусть не все готовы к изменениям, однако на лицо актуальность темы реформирования образования и настроенность на обсуждение.

    Основные тезисы:
  • Основной проблемой образования является распад образования как института;
  • Таким образом, основной задачей образовательной политики является воссоздание института образования, построение эффективной гражданской политики образования;
  • Рамки нового института лежат не в административной, а в гражданской сфере;
  • Сегодняшняя система образования не настроена на потребности граждан и провоцирует социальную стратификацию. Образовательная деятельность совершается по нелегальным нормам.

Нахождение общенациональных смыслов, система порождения норм образования - главные аспекты образовательной политики. По отношению к этому прозвучал вопрос из зала: чем отличается образовательная политика от культурной? Ответ: различия их не велико, однако необходимо все же развести эти понятия. Образование — это скорее про появляющиеся(!) смыслы, а культура - про трансляцию зафиксированных, укорененных смыслов."

"Экономический подход к проблеме образования".

Евгений Федорович Сабуров (д.э.н., профессор, научный руководитель Института развития образования, г. Москва)

   "Вот уже 50 лет, наверное, существует такая наука "экономика образования". В нашей стране она абсолютно не была развита, можно сказать не существовала. Были какие-то потуги рационализовать расходование бюджетных средств на образование, но это не экономика образования - это относиться скорее к хозмеханизмам. Экономика образования, на мой взгляд, сейчас находится в кризисе, нет новых идей, и это связано с тем, что необходимо участие, помощь, понимание со стороны педагогов, психологов, всех тех, кто занимается самим образованием, поскольку экономика вообще - это наука о мнениях, их столкновениях и возникновения ценностей того или иного качества
   Мой доклад был прежде всего адресован учителям, психологам. Я изложил некоторые положения экономики образования и постарался не столько отвечать на вопросы, сколько поставить их, ответ на которые я жду от самих педагогов, самих практиков. Я не ожидал, что мне сейчас начнут давать глубокие научно-обоснованные ответы. Для меня важно было, чтобы на такой представительной конференции прозвучали эти вопросы. Я надеюсь получить ответы может быть через год, может раньше. Во всяком случае, здесь было следующее: в экономике образования эффект от образования считается с очень большими допущениями, упрощениями. Во-первых предполагается, что ученик, приходящий в систему образования представляет собой чистый лист и, так называемая, точка первоначального наделения у него нулевая. Это, конечно же, неверно. Как это учитывать? - это вопрос не к экономистам, это вопрос к преподавателям и психологам. Второе: в экономике образования уровень образования считается очень упрощенно - просто годы обучения, независимо от того, как учили, чему и где. Совершенно ясно, что человеческий капитал, приобретаемый в ходе образования, - сложная составная штука и вовсе не измеряется только годами обучения. Как его измерять? Из каких частей он состоит? Это опять же вопрос не к экономистам, а к психологам и педагогам. Следующий вопрос: является ли то, что дается во время образования благом? Или это является неким ресурсом, а благо вырабатывает уже сам человек на основании этого ресурса? Видимо, этот экономический вопрос связан с тем, что педагоги называют "субъект-субъектным" методом обучения. Но тогда каково же участие самого школьника в процессе приобретения им человеческого капитала? И связанный с этим же вопрос: по мере нарабатывания человеческого капитала человеку становится все легче и легче приобретать каждую новую единицу, является ли это тем, о чем они говорят про увлеченность, вовлеченность в образование и как это вообще-то выглядит?    Почему экономика образования так бурно стартовала и почему она сейчас так популярна? Потому что она имеет практический выход. Если учителя жалуются на низкую зарплату и просят им повысить зарплату, и говорят, какие они бедные и униженные, то им с барского стола какие-то объедки кинут, но вообще, ожидать в этом случае больших денег на образование не смешно. Если же учителя заявляют: мы даем человеческий капитал стране, мы способствуем приросту благосостояния страны, - то тогда они уже выступают с позиции сильного, они просят уже не спонсоров, а инвесторов. Т. е. Вкладывайте деньги - от них будет серьезная отдача. Вот эту отдачу надо считать. Экономика образования занялась тем, что считает отдачу от образования и благодаря ей сейчас в разных странах существуют большие подвижки в плане образования. Я говорю и о юго-восточных тиграх (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), и о многих других странах. У нас сейчас очень благоприятная ситуация в этом плане, поскольку образование вышло на одно из первых мест как фактор роста дохода населения - этого никогда не было при коммунистах: при коммунистах образование было в совершеннейшем загоне. Сейчас ситуация коренным образом изменилась: в бюджете образование выходит на первое место - это очень благоприятная ситуация, нельзя терять темпы, поэтому здесь было бы полезно сделать хорошие расчеты расчеты на основании экономики образовательных методов, и уже выступать учительству не просящим подаяния маргиналом, а имеющему силу в обществе, как субъекту".