Обзор работы секций и лекции


28 апреля состоялось 7 секций, проблемные симпозиумы и лекция Марка Зелмана.

Образовательное тестирование для оценки перспектив, а не только результатов.

Марк Зелман (ведущий специалист по образовательному тестированию, США)

   — Как формируются новые тесты? Как подбираются вопросы?
   — Каждый новый тест содержит принципиально новые вопросы, которые не похожи на вопросы предыдущих тестов.
   — Можно ли говорить о том, что меняется концепция построения вопросов?
   — Всё зависит от того, что Вы подразумеваете под "концепцией".
   — Можно ли говорить, что логика рассуждений при решении заданий в Ваших тестах сохраняется, а изменяются только исходные данные?
   — Нет. Мы не делаем клонов вопросов. Вопросы каждый раз пишутся заново для каждого теста, то есть невозможно угадать, если человек знает подобный вопрос. В другом тесте таких вопросов не будет, даже похожих.
   — Такая качественная разработка тестов - это колоссальный труд. Каков штат работников, которые непосредственно задействован в этой работе?
   — Этим занимается национальная служба тестирования, в которой работает 3000 сотрудников. Они разрабатывают тесты в разных областях. Это обычная работа с обычным трудовым днём, например с 8 до 17 часов. Это очень тяжёлая работа, которая требует очень больших знаний. Например, в департаменте математики, большинство сотрудников имеют докторские степени.
   — Какова судьба тестов, которые уже отработали в Америке? Используете ли Вы их в переводном варианте в других странах?
   — Нет, не используем, они сделаны специально для Америки. В другой стране они не будут работать, так как там совсем другая система образования, там люди другие, они будут совсем не объективны. Такого не делается, тесты не переносятся. Они либо адаптируются, либо создаются новые.
   — Готовите ли Вы своих студентов к тестам, и если да, то как?
   — Мы публикуем материалы для подготовки к тестам, и их можно купить и готовиться.
   — Хотелось бы подробнее узнать о содержании материалов для подготовки.
   — Это не учебники. В пособиях рассказывается о том, что такое тест, какого типа вопросы бывают в тесте, по каким областям, одним словом, дают представления о тесте, чтобы он не был неожиданным. И, конечно же, пособия дают ссылки на источники, литературу, рекомендуемую для подготовки к тесту.
   — Оправдываются ли Ваши ожидания от конференции? Какие интересы Вы преследовали, принимая в ней участие?
   — Мы делали проекты в странах бывшего СССР, недавно я был в Москве… Всё равно, я ещё плохо знаю систему образования в России, её проблемы. А здесь я сал больше понимать.

Скачать файл презентации, которая легла в основу доклада можно здесь (на английском языке WinRARArchieve, 411kb)

Своими впечатлениями делится слушатель Екатерина Владимировна Недодел (юрист, г.Красноярск)

   "В ходе лекции Марк ознакомил нас с деятельностью центра тестирования, рассказал о том, как формируются тесты, он выделил два типа: тесты "достижений" (показывают, что человек уже знает) и тесты "способностей" (измеряют потенциал). Марк привел примеры тестовых заданий, многие принялись сразу решать. Задачи оказались нетривиальными и вызвали волнение в зале. Слушатели задавали вопросы, в частности, о ЕГЭ. Марк ответил, что тесты это новый способ, который сейчас реализуется в старой системе, поэтому наши трудности понятны".

Секция 4. Диалог о старшей школе.

Руководители Андрей Владимирович Лученков (директор старшей ступени КУГ "Универс" ), Анатолий Аркадьевич Пинский (руководитель федеральной рабочей группы по общественно-государственному управлению школой, г. Москва )

Секретарь Наталья Петровна Васильева (аспирантка кафедры психологии развития КрасГУ):

   "На секции состоялось 4 доклада:

  •    Н.П. Васильева "Три фазы структурирования жизненных планов в юношеском возрасте";
  •    И.К. Васильцова "Образовательная траектория ученика";
  •    А.К. Лукина "Психологическое время и образовательные интересы личности";
  •    А.В. Лученков "Договор как средство становления образовательного интереса старшеклассников", который был дополнен докладом Е.Г. Пригодич "Профильные лаборатории в старшей школе".

    Основная идея секции была сформулирована А.А. Пинским: "профильная школа - это возможность учиться по-разному. Коменский говорил: "Учить всех всему", сейчас во многом благодаря докладу А.В. Лученкова открывается новая тема: "учиться по-разному", но при дифференциацию не нужно искать во всём. Опираясь на доклад И.К. Васильцовой можно говорить, что бакалавриат у нас рассматривается как продолжение общего образования. Сейчас же во многих регионах профильное обучение восприняли как специальное обучение в советские времена. Во многом же профильное образование поняли как "четыре профильных класса". Но гораздо лучше если существует возможность выбора".

Секция 4. Диалог об университетских ступенях.

Руководители Александр Моисеевич Аронов (к.ф.-м. н., профессор КрасГУ, зав. кафедрой педагогики высшей школы ), В.А.Ковалевский

Секретарь Марина Михайловна Кужабекова (аспирантка кафедры психологии развития КрасГУ):

   "В ходе работы секции рассматривались две модели университетских ступений, предложенных на панельной дискуссии Ириной Васильевной Долгушиной и Петром Георгиевичем Щедровицким.
   Дискуссию вызвал доклад Ларисы Михайловны Турановой, в частности, обсуждали понятие интегративности".