Малые пленарные доклады

"Особенности современной подростковой субкультуры"

Владимир Самуилович Собкин (директор Центра социологии образования РАО, член-корреспондент РАО, д.психол.н, г.Москва):

Модератор - Е.А. Енгуразова (директор второй ступени КУГ "Универс", г. Красноярск).

    В своем докладе Владимир Самуилович поставил две проблемы. Первая связана с парадоксальной неадекватностью методики преподавания литературы (и некоторых других дисциплин художественной направленности) цели и задачам такого курса. Докладчик приводит в пример сюжет с самостоятельным чтением школьника и чтением в рамках урока и высказывает предположение о том, что (перефразируя В.В. Давыдова) "проекция деятельности в плоскость учебной деятельности деформирует ее культурный смысл".
В.С. Собкин заметил, что "в методике преподавания литературы нет такимх приемов, которые позволили бы решать собственно задачи в рамках культуры. Сочинение - это не жанр литературы, нет творческих задач".
   Вторая проблема была поставлена исследованием десятилетней давности. Она связана с различиями мужского и женского типа культурного развития (на примере исследования уровня литературного развития), и докладчик говорил о том, что должны быть разные процедуры для измерения достижений в каждом типе развития.

"Коммуникативная компетентность в образовательной практике"

А.С. Бубман (директор гимназии №1513, к.п.н., Заслуженный учитель России, г. Москва)

Модератор - Е.А. Федюнина (г.Красноярск).

А.С. Бубман:
   "Речь шла о создании условия коммуникативной компетенции в образовательном учреждении. Я хотел поделиться опытом, что наработано в школе, каким путем мы идем и поставить ряд проблем. К сожалению, вот это не получилось, потому что я хотел, чтобы, работая в режиме действительно коммуникативной компетенции, я бы означил проблему и хотел, чтобы участники этого стола высказали свои соображения. Но они ставили очень интересные вопросы, это не получилось - может быть надо было оставить больше времени - для меня это было ценно: как они относятся к этим проблемам. Но зато, те вопросы, которые они ставили, показали, что многие школы работают в той же идеологии - это самое главное: значит, мы делаем очень важное и полезное дело."

"Конфликты в образовательных отношениях и распределение рисков между субъектами"

Борис Иосифович Хасан (директор ИППР, д.психол.н., к.юр.н., профессор, г. Красноярск)
Елена Юрьевна Федоренко (заместитель директора ИППР, к.психол.н., доцент, г. Красноярск)

Модератор - Е.Л. Рачевский (г.Москва).

Е.Ю. Федоренко:
   "Основаная проблема, освещенная в докладе, связана с необходимостью введения в практику образовательного договора между школой и родителями, школой и учащимися.
   Ключевой тезис состоит в том, что риски, которые возникают в образовательном взаимодействии, никак не распределены между субъектами. Образование ничем не рискует сегодня, сразу прямых рассогласований не видно, эффект образования отсрочен на несколько лет. Доклад — это попытка понять, что конкретно может делать образование и на что претендовать, что ожидать от других субъектов.    Основные вопросы: что должно быть предметом договора? Может ли школа быть гарантом каких-торезультатов образования? Если да, то каких? Как инструментально измерить эти результаты?
   Смыслом обсуждения этой темы для нас является продолжение разговора о компетентности, а также о возможности такого договра.

Ключевые напряжения таковы:

  •    Современное образование не может гарантировать образовательные результаты;
  •    Не ясно, кто несет ответственность за результаты;
  •    Ответственность в настоящее время не ничет никто, поскольку нет договора, предусматривающего ее наступление;
  •    Не ясно, что именно должно формировать образование".