Малые пленарные заседания (вторая сессия)

"Тьюторская позиция как компенсация компетентностного обучения"

Татьяна Михайловна Ковалева (с.н.с. лаборатории дидактики Института теории образования и педагогики РАО, научный директор Центра образовательных технологий, д.п.н., доцент, г.Москва)

Модератор: Павел Аркадьевич Сергоманов (зав. Кафедрой социальной психологии КГУ, соруководитель лаборатории "Старшая школа - юношеский возраст" ИППР, кандидат психологических наук, г.Красноярск).

Доклад был разбит на три основные части:

  1. Компетентностный подход в отличие от знаний, умений, навыков в традиционном обучении. Ситуация возникновения заказа на образование, в таком контексте компетенции выступают как единицы, о которых говорят заказчики.
  2. Развивающее обучение. Базовые компетентности: теоретическое мышление и рефлексивная способность. Важно при этом фиксировать не только результат программы РО, но и успешность выпускников в дальнейшем.
  3. Индивидуализация. Движение от ребенка, работа с его спонтанностью, с реальным интересом ребенка. Доведение спонтанного интереса до культурного.

"Становление конфликтной компетентности и успехи в предметном обучении"

Борис Иосифович Хасан (директор ИППР СО РОА, д.пс.н., профессор, г. Красноярск)

Татьяна Ивановна Привалихина (аспирант каф. психологии развития КрасГУ, г. Красноярск)

Модератор - Александр Моисеевич Аронов (ученый секретарь СО РАО, зав. кафедрой "Педагогика высшей школы" к.п.н., профессор КГУ, г. Красноярск)

Основные тезисы доклада Т.И. Привалихиной:

  • Важна не программа обучения, а психологическое здоровье ребенка.
  • Рассматривается предметное обучение в том месте, где нет стандартных решений. Изучается преодоление ребенком нестандартных ситуаций.
  • Ситуация неопределенности является важным условием становления компетентностей, которое рассмотрено на примере младшего школьного возраста.
  • Отмечено, что групповое взаимодействие является важным фактором для детей данного возраста.
  • Работа с предметом должна быть организована через преодоление ситуаций неопределенности.

О работе на пленарном заседании высказался Б.И. Хасан: "Если мы говорим о ключевой компетенции, нам придется придумать профессию под ключевую компетенцию - смысл? Я попробую развить, что здесь важно: когда мы говорим ребенку, что надо разрешать конфликты, то совершенно невозможно показать или хотя бы помыслить идеальную форму такого умельца - это кто? Вот когда мы говорим, что он футболист замечательный - это здорово, он умеет играть в футбол, дальше мы начинаем с ним обсуждать, что значит уметь играть в футбол? Он прекрасный тактик… Для ребенка это неважно, он голы забивает! Ему говорят: "Мы тебя научим тактике", а он: "В футбол лучше научите играть!" Ясно, что такое хороший футболист? Ясно! Что такое математик ясно, что такое физик ясно, что такое поэт, писатель - ясно более или менее, а кто такой конфликтолог? Это чему учиться надо?"

 

"Портфолио" как способ формирования и оценки информационной компетентности в курсах ИКТ и Вузах"

Ольга Георигевна Смолянинова (декан психолого-педагогического факультета КрасГУ, д.п.н., г. Красноярск)

Кашин Денис Викторович (студент КрасГУ, психолого-педагогический факультет,4 курс)

Модератор - Братченко Сергей Леонидович (доцент кафедры педагогики и андрогогики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, докторант, к. психол.н., г. Санкт-Петербург.)

Основные пункты обсуждения на пленуме:

  • Проблема оценки компетентностей
  • Количественные, качественные методы оценки
  • Подходы к созданию портфолио

О.Г. Смолянинова высказывается о том, что для нее оказалось важным при работе на пленуме: "Важно было отношение к тому, что это наверняка нужно и то, что это только начало, есть много непонятных вещей, над которыми нужно работать. Прозвучали некоторые идеи, которые мы потом можем реализовать при проведении дальнейших исследований по "портфельной" оценке. Еще была очень важна конкретизация определенных заданий и организационных проблем, которые могут возникнуть у преподавателя при реализации этого нового метода, метода "портфельной" оценки. Очень важно отношение разных людей, исследователей, ученых, педагогов-практиков, учителей вот к этому методу оценки формирования компетентности "портфельного" подхода".