Перспективы институциональной школьной реформы: снятие кардинального противоречия между "образованием на результат" и господствующей организационно-правовой формой школы". Анатолий Аркадьевич Пинский (советник министра образования РФ, директор школы №1060, г. Москва) Тезисы доклада:
Петр Георгиевич Щедровицкий (профессор ГУ ВШЭ, член правления ЦСР "Северо-Запад", председатель попечительского совета Школы Культурной политики, советник полномочного представителя Президента РФ в ПФО, советник первого заместителя Минпромнауки) Анекдот, рассказанный докладчиком: "Правительство объявило реформу "ЖКХ", реформа остальных 30 букв русского алфавита пройдет позже". Приводим некоторые цитаты- выдержки из доклада: "Основные проблемы модернизации образования" Виктор Александрович Болотов (первый заместитель министра образования РФ, д.п.н., г. Москва). В.А. Болотов: "Понятие компетентности и компетентностный подход в обучении ещё продолжают обсуждаться научным и профессиональным сообществом. И, видимо, дискуссия будет продолжаться ещё долго. Есть ряд предметов, где это более менее устоявшееся понятие: иностранные языки, информационные технологии, но в целом пока ситуация не решена. Сегодня можно на уровне здравого смысла понять, что можно сделать, чтобы освободить место для введения компетентностного подхода, расчистить площадку, чтобы там могло вырасти то, что называется компетентностным подходом; и это ситуация стандартов, где нужно уменьшить число понятий для обязательного всеми изучения школьниками России. Это ситуация профильного обучения в старшей школе, это ситуация ЕГЭ, который может сыграть очень опасную роль, если единый экзамен сохранит знания. Сейчас проблема номер один с этим экзаменом, как начинать включать в него элементы, связанные с компетентностными подходами, с подходами на другое мышление, на другое качество образования. Это проблема школьной оценки. Успешность в школе сегодня в школе измеряется совершенно по другим основаниям, чем те требования, которые нам выдвигает жизнь. Школьная оценка - это "5", "4", "3", "пятёрка" - это воспроизведение образца, идеала. Если ты в чем-то ошибся в воспроизведении образца - "четверка", ещё больше ошибся - "тройка" и т. д. Нужно это? Несомненно, нужно! Но если только это единственное, то школа не готовит к сегодняшнему дню, где человек должен сам принимать решение, и человек должен постоянно решать нештатные задачи, задачи для которых не хватает информации и нет образцов, нет типовых способов. Поэтому школьная оценка, которая сделана образцом - это одна из серьезнейших проблем школы, и мы должны ее решать. Есть проблема учебников, т.к. сегодня они в основном ориентированы на воспроизведение образцов. А в учебнике принципиально должно не хватать информации для решения тех задач, которые в этом учебнике приведены. Учебник должен понуждать ученика выходить за пределы учебника и искать недостающую информацию, неважно в интернете или в словарях-справочниках. Давайте на следующей конференции пообсуждаем, какие компетенции должны быть у учителя, у завуча, у директора, у школы, чтобы можно было говорить про компетентностный подход с детьми". |