Большие пленарные заседания

Перспективы институциональной школьной реформы: снятие кардинального противоречия между "образованием на результат" и господствующей организационно-правовой формой школы".

Анатолий Аркадьевич Пинский (советник министра образования РФ, директор школы №1060, г. Москва)

Тезисы доклада:
   "Главная цель моего доклада обратить внимание на одно обстоятельство, - на мой взгляд, решающее, - а именно, что призыв к переориентации школы на компетентностный подход окажется нереализуемым, если школа будет продолжать финансироваться по сегодняшней модели и будет продолжать функционировать в своей сегодняшней организационно-правовой форме (учреждение).
   При существующей системе обезличенного финансирования школы родители не имеют никакого влияния на предложение в области образования и вынуждены просто пассивно довольствоваться тем, что им предлагает государство". Таким образом, "содержание и качество, и стоимость наших образовательных услуг регулируется не взаимодействием потребителей и производителей услуг, а неким третьим субъектом - государством. Между качеством работы школы и ее экономическим состоянием практически отсутствует какая-либо связь".
   На сегодняшний день важно, чтобы в системе образования складывались рыночные отношения. На это и "направлена персонификация бюджетного финансирования, платить надо за качество и количество оказываемых услуг". Чтобы "вводить в образование элементы рынка", необходимо по ряду экономико-правовых причин изменять организационно-правовую форму школ. "Если же школа будет оставаться в своей нынешней организационно-правой форме, если не будут меняться базовые механизмы школьной экономики, то все разговоры о компетенциях и об образовании на результат" закончатся увы ничем - увы, пока что мы являемся свидетелями зарождения очередного "порыва прекрасной души", очередной благородной педагогической иллюзии, которая может разбиться о жестокую материю экономико-правовой реальности".


"Роль методологического мышления в становлении современных "сквозных" ("пронизывающих") компетенций и капитализации человеческих ресурсов".

Петр Георгиевич Щедровицкий (профессор ГУ ВШЭ, член правления ЦСР "Северо-Запад", председатель попечительского совета Школы Культурной политики, советник полномочного представителя Президента РФ в ПФО, советник первого заместителя Минпромнауки)

Анекдот, рассказанный докладчиком: "Правительство объявило реформу "ЖКХ", реформа остальных 30 букв русского алфавита пройдет позже".

Приводим некоторые цитаты- выдержки из доклада:
   Щедровицкий П.Г.: "Я считаю, что необходимо вычленять в программе Развивающего обучения ее методологическую составляющую, пусть неправильно, и в этом смысле, много в эффективности и жизнеспособности этого проекта обусловлено именно этой методологической составляющей. Если мы сумеем довести этот проект до более ярких, артикулированных форм, то можно вполне выделить субъектов Реформы образования".
   "Хотелось бы, чтобы в итоге люди стали в большей степени собственниками самих себя".
Было особо отмечено, что ключевой компетенцией, над которой сейчас имеет смысл работать, является принятие решения, которое включает в себя 3 составляющих: масштабирование, планирование и конвертацию различных капиталов и ресурсов друг в друга. Щедровицкий П.Г. отмечал, что компетенция вообще на данный момент не является т.н. "сквозной": "Компетенция может проявиться всего 1 раз в жизни"
   Одной из основных идей доклада является положение о необходимости выделения "сквозных" компетенций, так как при внедрении инновационных проектов необходимо рассчитывать на определенный уровень, который есть у большинства. Реализация данной идеи возможна через переход школьного обучения к технологическим моделям, возможности воспроизведения, к некоторым "педагогическим Макдональдсам".
   Щедровицкий П.Г.: "Это принципиально иной подход, нежели педагогика высших достижений"
   Доклад вызвал много вопросов и уточняющих и критических, которые в окончании переросли в дискуссию.

"Основные проблемы модернизации образования"

Виктор Александрович Болотов (первый заместитель министра образования РФ, д.п.н., г. Москва).

В.А. Болотов: "Понятие компетентности и компетентностный подход в обучении ещё продолжают обсуждаться научным и профессиональным сообществом. И, видимо, дискуссия будет продолжаться ещё долго. Есть ряд предметов, где это более менее устоявшееся понятие: иностранные языки, информационные технологии, но в целом пока ситуация не решена. Сегодня можно на уровне здравого смысла понять, что можно сделать, чтобы освободить место для введения компетентностного подхода, расчистить площадку, чтобы там могло вырасти то, что называется компетентностным подходом; и это ситуация стандартов, где нужно уменьшить число понятий для обязательного всеми изучения школьниками России. Это ситуация профильного обучения в старшей школе, это ситуация ЕГЭ, который может сыграть очень опасную роль, если единый экзамен сохранит знания. Сейчас проблема номер один с этим экзаменом, как начинать включать в него элементы, связанные с компетентностными подходами, с подходами на другое мышление, на другое качество образования. Это проблема школьной оценки. Успешность в школе сегодня в школе измеряется совершенно по другим основаниям, чем те требования, которые нам выдвигает жизнь. Школьная оценка - это "5", "4", "3", "пятёрка" - это воспроизведение образца, идеала. Если ты в чем-то ошибся в воспроизведении образца - "четверка", ещё больше ошибся - "тройка" и т. д. Нужно это? Несомненно, нужно! Но если только это единственное, то школа не готовит к сегодняшнему дню, где человек должен сам принимать решение, и человек должен постоянно решать нештатные задачи, задачи для которых не хватает информации и нет образцов, нет типовых способов. Поэтому школьная оценка, которая сделана образцом - это одна из серьезнейших проблем школы, и мы должны ее решать. Есть проблема учебников, т.к. сегодня они в основном ориентированы на воспроизведение образцов. А в учебнике принципиально должно не хватать информации для решения тех задач, которые в этом учебнике приведены. Учебник должен понуждать ученика выходить за пределы учебника и искать недостающую информацию, неважно в интернете или в словарях-справочниках. Давайте на следующей конференции пообсуждаем, какие компетенции должны быть у учителя, у завуча, у директора, у школы, чтобы можно было говорить про компетентностный подход с детьми".