Проблемные симпозиумы, мастер-классы и презентации

Сегодня состоялось 3 мастерские, как и было запланировано, 5 проблемных симпозиумов и 7 презентаций.

Проблемные симпозиумы.
В программу был внесен еще один симпозиум (докладчик Щетников А.И.)

1. "Проблема личностной компетентности во внеучебном развитии старшего школьника" Г.Н. Бокатюк - к.ф.н., доцент кафедры психологии развития ППФ, КрасГУ (г. Красноярск).
Г.Н. Бокатюк: "Основной тезис состоит в том, что личностная компетентность старшего школьника - это его аксиологическая компетентность, т.е. старший школьник становится грамотным не тогда, когда он все науки превзошёл, а тогда, когда некоторые образы, стоящие за знанием, когда этот ценностный образ становится ему явным, ибо, большинство образов, которые человек осваивает в процессе обучения в школе, он предполагает, и предполагает, и стремится к чему-то таинственному, не всегда явленному, не всегда осредствлённому. А учитель, в принципе, этим не озабочен, потому что у него есть учебный план, у него главное - проходить параграфы, запоминать, контролировать и т.д. Т.е. разговор идёт о том, что соотношение аксиологического и дидактического в данном случае в сегодняшней школе достаточно разбалансировано".

2. "Современные проблемы содержания математического образования" А.И. Щетников - зав. Лабораторией экспериментальной и теоретической эпистемологии (г. Новосибирск).
А.И. Щетников: "Будущее за параллельным образованием. Сейчас имеются несколько проектов параллельного образования, к которым я отношу томский проект с ассамблеей школьников, про который нам вчера рассказывала Надежда Муха, проект, которым занимается наша лаборатория и ваш красноярский проект "Настоящая математика". Это не летние школы, так как проводятся параллельно школе в учебное время. Причем они и предметные (не в школьном смысле) и непредметные. И как говорил сегодня Фрумин - мы на некоторые вызовы времени отвечаем сильно. Например, мы строим математику, которая связана с идеями статистики".

3. "Информационная и коммуникативная компетентность в современных условиях" О.Г. Смолянинова - к.п.н., декан психолого-педагогического факультета КрасГУ (г. Красноярск)
О.Г. Смолянинова: "Я считаю, что информационная и коммуникативная компетентность одни из ключевых компетентностей современного образованного человека, неважно в каком возрасте, неважно какого пола - это наши реалии. Я объективно считаю, потому что имею субъективный опыт прохождения своих детей через развивающее обучение, мои студенты многие прошли через развивающее обучение я знаю уже успешных учителей, которые проучились в школе потом прошли через ППФы, сейчас нашли себя не обязательно в образовании и поэтому развивающее обучение это та среда, в которой может быть бессознательное, но компетентности формируются и это не конъююктура - это реальность".

4. "Социальные и образовательные результаты обучения в старшей школе: проблема профилизации" Т.М. Ковалева - д.п.н., с.н.с. Института теории образования и педагогики РАО (г. Томск)
Т.М. Ковалева: "Поскольку мой доклад связан со старшей школой, основной тезис такой: профильная школа обычно подразумевает специализацию внутри школы, а я обсуждаю школу старшую как принципиально открытую, как она раскрывает возможности города. Практически вся дискуссия после доклада - это два вопроса, которые возникали уже в рамках конференции. Один вопрос связан с тем, что школы, которые отрабатывают ход развития, движения индивидуальности, как они себя сопоставляют с компетентностным подходом, в чём он им помогает, мешает или они к нему безразличны. Это была одна линия рассуждения. Вторая линия была связана с тем, что если мы начинаем работать с развитием индивидуальности, то, что старшая школа, в каких формах это ловится, как это происходит".

5. "Место и роль психолога в компетентностно-ориентированном образовании" Е.Ю. Федоренко - к. психол.н., с.н.с. Института психологии и педагогики развития СО РАО, (г. Красноярск).
Е.Ю. Федоренко: ""Дело в том, что психолог в образовательной системе всегда выполнял функцию и роль нижней инстанции, на уровне медицинской и других обеспечивающих служб, основная задача которых заключалась в подборе "раненых". Т.е. работы с теми детей, которые по каким-то причинам не смогли справиться с теми условиями и требованиями образовательной системы. Причем подразумевалось, что все проблемы такого ребёнка, находятся внутри него. И сколько бы мы ни говорили о том, что в образовании есть два субъекта образовательной деятельности - ребёнок и образовательный институт, на самом деле до сих пор сохраняется ситуация, когда образовательный институт предъявляет требования, а ребёнок должен им соответствовать. И если он им не соответствует, то его место на психологической коррекции, у дефектолога или ещё где-либо. Это был основной материал, который обсуждался. Более того, мы говорим о том, что сам психолог стал нужен образованию где-то в районе семидесятых годов, когда проблема рассогласования и расхождения между возможностями ребёнка, требованиями образовательного процесса усилилась. И детей, которые стали выпадать из системы образования, стало существенно больше. Говоря о современном состоянии психологической службы, можно констатировать тот факт, что оно нисколько не изменилось, т.е. по-прежнему психолог остаётся на уровне подбирающего "раненых", госпитализирующего, лечащего (и может тогда ему место не в школе, а в спец. центрах коррекции, восстановления и т.д.). Два основных пути, которые были предложены для решения этой ситуации. Первый. Чтобы в рамках образования развернуть компетентностный подход, необходимо, чтобы психолог включался в проектирование содержания образовательного процесса на уровне управления, администрированием образования. Однако, тогда есть риск потери собственно психологического содержания. И это серьезное противоречие. Второй путь, который предлагается в системе РО - это когда психолог погружается в какие-то предметные практики (математики, русского языка и т.д.) и вместе с педагогом начинает разрабатывать предмет. Но опять же здесь не понятно, что происходит с психологическим содержанием - уходит оно или нет. Такая была дискуссия."


Мастер-классы.
О мастерских в целом можно сказать, что они как в первый, так и во второй день конференции пользовались большим успехом. По словам Ходоса Е.А. (научный сотрудник ИППР, преподаватель каф. Общей педагогики КрасГУ), одного из ведущих мастерской: "Участники очень живо включились в работу, возможно из-за интерактивной организации работы. А это так редко происходит со взрослыми, особенно с теми, кто привык учить".
Предлагаем вам фотографии с "места происшествия"

А.А. Попов
(г. Томск)
Е.А. Ходос
(г. Красноярск)
Р.А. Позднякова
(г. Красноярск)

Презентации.
В программе презентаций произошли изменения. Три презентации ( № 1, 2 и 6 в программе презентаций) были перенесены на 27.04. Презентация № 9 Н.Н. Дюндик и др. была перенесена с 27.04 на сегодня.
Во время презентаций был представлен и обсужден самый разнообразный опыт "передовых" проектных групп, касающийся как предметной работы, так и внешкольной, как детского развития, так и учительской компетентности.

1. "Учебно-методический комплект "Введение в современные проблемы" (г. Красноярск).

На фотографиях двое из соавторов: Е.Ю. Долгодворова, Е.Г. Пригодич.
2. "Интенсивные школы как необходимая форма качественного массового образования" (г.Красноярск).

На фотографиях - А.М. Аронов и И.А. Туенок.
 

3. "Центр Образования как площадка поддержки процессов появления и трансляции современных педагогических практик. Образовательные проекты для школьников и педагогов" (г. Междуреченск).

На фотографии - Т.А. Зубарева

  4. "Центр молодежных добровольческих инициатив "Дельфин" (г. Красноярск).

На фотографии - Л.Г. Лавринович
  5. "Менторство в системе профессиональной подготовки учителей английского языка" (г.Красноярск).

На фотографии - Е.А. Чувашева
6. "Программа для учителей, работников образования и социальной сферы в области профилактики аддиктивного поведения".

На фотографии - Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко
На фотографии - Б.И. Хасан, И.А. Кухаренко