Большие пленарные заседания

Приводим основные тезисы докладов:

Доклад д.п.н., первого заместителя министра образования РФ, В.А. Болотова (г. Москва). Концепция модернизации образования - основные направления".

В.А. Болотов: "Первое. В программе модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, заявлено о необходимости формирования определённых компетенций. Второе. Это связано с тем, что необходимо традиционные подходы со знаниями, умениями, навыками, традиционную ориентацию на академические показатели, на изучение основ наук дополнять вопросами, связанными со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций. Третье. В настоящий момент происходит некая экспансия понятий "компетентностный подход", "компетенция". Их начинают использовать в ситуациях, которые, с моей точки зрения, можно обсуждать, не используя этих слов. Смысл моего сообщения заключается в том, чтобы показать, в каких местах, с моей точки зрения, возникают вопросы, в которых компетентностный подход вызван условиями нашей жизни, как именно проблемы модернизации образования требуют компетентностного подхода, требуют обращения к этой проблематике".
   Обсуждаются ситуации барьеров между ступенями образования, как требующие понимания того, какие компетенции должны быть сформированы на предшествующей ступени, чтобы он мог успешно учиться на следующей и как они должны быть выращены или введены. Особо обсуждаются такая ситуации младшей школы как введение информационных технологий и иностранных языков, что, безусловно, ставит вопрос о компьютерных и коммуникативных компетентностях, а так же старшая школа и проблемы, сквозные для всех ступеней образования: "Какие способности мы должны сформировать к концу старшей школы, чтобы человек мог быть адекватен рынку труда, гражданскому обществу, нашему государству. И отдельная сквозная линия по всем уровням образования - это вопрос здоровья: какие способности мы должны выращивать у школьников, чтобы решать проблему здоровья подрастающего поколения. На мой взгляд, тут тоже возможно обсуждение этой проблемы с использованием понятий "компетентностный подход" и "компетенция".

Доклад к.ф.н., руководителя Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, П.Г. Щедровицкого (г. Москва). "Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельностного подхода".

П.Г. Щедровицкий: "Я рад, что на этой конференции продолжается разговор о целях".
· Все элементы и организованности МД появляются только в кооперации и являются результатом многоуровневой процедуры согласования интересов и позиций.
· Тема данной конференции свидетельствует о том, что в сообществе накопилось что-то вроде критической массы процессов рыночной настройки происходящих в сфере образования в последние годы. Образование смирилось или готово смириться с фактом формирования ключевых рынков, человеческих качеств и рынка человеческого капитала (рынка труда). Рынок труда - ключевой.
- Мы находимся на завершении II этапа реформ предпринятых в 90 годы. I этап 86\89 годы до 94\95 годы была общая демократизация, второй этап - появление рыночной надстройки сферы образования. Эта реформа, прежде всего, организационно- экономическая, ее основной задачей является смена рамки.
- Необходимо развертывание диалога по поводу рынка труда с совершенно разными имущественными стратами и социальными группами с представителями других профессиональных сфер. Цель диалога обсуждение проблемы жизненных шансов индивида, что приведет к восстановлению проектно-инновационного комплекса самого образования.
- Разговор о компетенции - это разговор о реабилитации процессов подготовки к деятельности, которые привязаны к системе рабочих мест.
- Выделяются четыре основных тенденции, которые задают требования к изменению системы образования: глобализация (указывает на мобильность); формирование инновационной экономики (исследование самой деятельности); сетевая форма организации деятельности (повышение внутренней мобильности); синергетика, кооперативность, умение включаться и выключаться из деятельности.
- Семь основных типов квалификации в СМД педагогике, а система образования работает только на первых трех.
- Деятельность есть часть мыследеятельности. Квалификация - то, на сколько деятельность соответствует ситуации и меняющимся контекстам.
- Компетентность - субъективированный модус квалификации деятельности.