Функциональная структура посреднического действия

А.Б.Архипов, Б.Д.Эльконин

 

Предисловие. Работа выполнена в Институте Современного Детства, организованном Группой Компаний «Мир Детства». Руководство компаний сочло уместным инвестировать эту разработку. Мы признательны за это, а также благодарны сотрудникам Института – Е.А. Бугрименко, Е.А.Волошиной, А.В.Морозовой, А.В.Новикову, Н.Р.Осиповой, Л.И.Элькониновой - за деятельную помощь в подготовке доклада.

Исходные установки

Проблема

Главный проблемный вопрос, тот Вызов, который инициирует нашу работу, - это вопрос о том как возможны передача и построение действия (если понимать вслед за Д.Б.Элькониным, что обретение действием «предметности» - это проблема, а не постулат). Дело в том, что действие – это Форма активности (соответственно, активность – ее материал), т.е., в построении именно этой формы активность собирается и доходит до полноты. Действие как форма не может быть предо-ставлено и выставлено. Наоборот, как форма оно скрыто как в культурных произведениях, так и в повседневности. Однако же, именно эта форма включения в жизнь должна быть явлена и выращена, именно обретение активностью формы действия является нормативным требованием к включению человека в жизнь.

Соответственно сказанному, развитие для нас имеет центром опробование, испытание, прочувствование и воссоздание формы действенности, т.е. развитие понимается как воссоздаваемое преображение активности в ее действенной форме.

Осью нашего сообщения, его удерживаемым заданием является описание становления и построения формы действия.

Мы опираемся на мощную деятельностную традицию в психологии и физиологии (Н.А.Бернштейн), откуда и унаследован главный вопрос.

Мы действуем на двух полях знаний – физиологическом и психологическом. Действуем из двух позиций – терапии (восстановления) и обучения (формирования) и пытаемся объединить эти поля и согласовать позиции в порождении особого языка и особой практики – языка и практики Антропотехнического, т.е. Посреднического действия (ПД).

Функциональная структура ПД

В начале истории и логики построения картины ПД находится (пере)открытый Б.А.Архиповым механизм последовательного возникновения функциональных систем (связок функций). Этот механизм назван «триплетом» и проработан как механизм становления оси тела. Причем, становления Оси в связи с возникновением новых хронотопов телесного функционирования. В связи с уже сказанным понятно, что имеются в виду прочувствованные и испытанные времена-пространства.

Говоря формально, построение сегмента оси и его (именно его) хронотопа обусловлено взаимосвязью трех «времен»: будущего (в функции потребного), прошлого (в функции опытного, ресурсного) и настоящего как актуального. Будущее не станет потребным для актуального, если прошлое не становится ресурсным. Когда говорится «не станет потребным», то имеется в виду – не станет испытываемым и чувствуемым (претерпеваемым).

Но это лишь формально (слайд 3). Важно было найти содержание каждого из уровней функционирования (органный, вегетативный, рефлекторный, сенсо-моторный и пр.) и увидеть, что они не надстраиваются по одному (подобно этажам), а встраиваются, образуя всю тройку функций (триплет) и лишь такой тип перехода образует прочувствованное поле активности. Например, сенсо-моторная связка образует фоновость и «произвольную» (уместную) актуализацию вегетативного ритма. Поэтому по степени связности функций в разных пространствах можно определить дефекты, «заминки» в построении сегментов оси тела (слайд 4).

Очень важно, что рассматриваются не только триплеты ребенка, а и согласование функциональных систем ребенка и взрослого в их СОВОКУПНОЙ активности. Например, в соритмии детского и материнского тела при кормлении грудью. Для ребенка здесь восхождение к более высоким уровням, а для мамы – нисхождение, как бы преодоление «книжного» и словесного в телесном.

Уже здесь, в описании формирования оси тела присутствует интрига логики формирования Оси (слайд 5). Уровневая схема, задающая вертикаль регуляции активности должна быть преображена в задающую горизонталь рамочную схему освоения пространств активности, где уровни вертикали выступят, как объемлющие друг друга пространства. Такова схема построения практики осевого начала активности. В схеме и в действии по ней сама связка вертикали и горизонтали, их взаимопроекция является ключевым моментом, центром ПД. (Подробнее эту схему мы обсудим далее).

Двигаясь в понимании становления оси тела, мы ввели принципиальную схему ПД (совокупного действия) как схему функциональной структуры активности, выделив в ней три узла и их связь – Ось-Опора-Поле (ООП) (слайд 6).

ПД есть действие, в котором связываются ось активности, ее опоры и ее поле. Лишь подобная связность обеспечивает развертывание прочувствованной и освоенной активности. Эта связность есть форма, в которой активность преобразуется в действие.

Ось. Опора. Поле

Перед тем, как разворачивать более подробно представленную схему ООП, надо ответить на 3 вопроса, касающиеся оси нашего собственного действия.

  1. На какой путь мы встаем, какой узловой вопрос может оказаться разрешимым посредством схемы ООП?

  2. Что мы акцентируем или меняем в известных схемах ТД?

  3. Средством получения каких результатов и продуктов может стать схема ООП?

Отвечаем последовательно.

  1. Главный вопрос, который теперь перестает быть абстрактным – это вопрос о переходах активности и «движении» опосредствования через разные временные масштабы: от ситуации (в повседневности) к восстановлению ситуации (например, циклу обучения) и к восстановлению истока ситуации (фазе развития). Это и есть вопрос о превращении повседневности в историю, о возникновении единиц развития в повседневности (слайд 7).

  2. В деятельностном анализе, например, в анализе А.Н.Леонтьева, где деятельность представлена как связность мотива, цели и способа мы подчеркиваем условия воссоздания, т.е. прочувствования и опробования в «течении» деятельности ее опор, побуждений и устремлений. Нас интересует не факт стремления, а условия его удержания-изменения. Лишь в таком случае мотивы и цели не окажутся, как бы, «приставленными» к действию и деятельности, извне ее ведущими. Нас интересуют «крепежи» деятельности и действия. Именно переходы в «длении», например, побуждения являются нашими акцентами.

  3. Схема ООП является для нас способом описания ЦИКЛА ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ. Цикл опосредствования включает в себя переходы активация – активность, которые оформляются как действие, а это действие воссоздется и преобразуется как деятельность. Для Б.А.Архипова схема ООП задает цикл опосредствования в специальной терапевтической практике, а для меня – в практике обучения. Сейчас, например, с группой авторов РО строится новый тип логико-психологического и логико-предметного анализа построения учебного предмета.

Переходя к более детальному обсуждению схемы ООП, надо специально подчеркнуть, что главное в посредническом действии то, куда, в какой переход «положено» построение средства т.е. то, как сам посредник строит свое место в опосредствовании (разговор лишь о натуральном и культурном нам представляется абстрактным).

Начнем с опоры – самой проработанной как в обучении, так и в восстановлении функции опосредствования.

Очень похоже, что в обучении с его монотонным ритмом, только опора (по П.Я.Гальперину – ориентир) и являлась действительным предметом изучения и практикования.

 

Натуралистично и односторонне представление об опоре лишь как о некоей «держащей силе» (другого человека, вещи, значения). Опора по своей сути амбивалентна – это то, на чем движение держится и, вместе с тем, то, от чего оно отталкивается. Центром опоры является ТОНИКО-КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД, переход тонического и кинетического начал активности (старт-бег) (слайд 8). Именно этот переход оформляется в специальных средствах. Важна их функция – оформление чувства собственного усилия и «очувствление» изгибов ситуации действия. Здесь рождается чувство собственного усилия, самочувствие.

Уже в опоре, самом простом крепеже активности «просвечивает» вертикаль иерархии средств, связанная с тонической регуляцией (замедлением и остановкой) и горизонталь стремления. Однако, в большинстве классических исследований подчеркивалась лишь регулятивная функция - вертикаль опоры. Подчеркивалось, поскольку бралось изолированное действие или изолированный дефект. Понятно, что опора существует лишь на Оси и в Поле активности и ее дефекты связаны с этими большими единицами (пример - СДВГ). Невольное или специальное (в ЭГМ) ограничение исследований и практик отдельными фрагментами активности приводило исследователей к акцентированию лишь одной ее стороны - регуляторно-тонической (вертикальной).

Чтобы начать говорить об оси, надо мысленно погрузить отдельное действие в большую него волну активности, стихию. В большем становлении окажется, что действие внутренне связано с Вызовом (Зовом) и Инициацией. Вызов и инициация задают отношение зачина и завершения, которое и оформляется в замысле.

Здесь возникает вопрос о том, в чем и каким образом сам замысел удерживается в процессе действования, т.е. вопрос о том, как строится единство процесса. Рассмотрение процесса подводит к тому, что он осуществляется как система опор. Слово «система» здесь ключевое и оно нетривиально. В системе опор есть два типа переходов: одномасштабные и полимасштабные. Мы с этим буквально столкнулись на авторской мастерской РО, исследуя переход от простого измерения к Системе измерения – введению систем счисления (слайд 9). Основная трудность детей была не в счете разными мерками (яблоки, ящики, вагоны), а в том, чтобы «собрать» разные единицы в Одном переходе, т.е. выделить его как особенный (полимерный) и обозначить в заданной знаковой системе. Схема полимасштабного движения – символ осевого начала действия.

Каким же образом полимасштабное и полипереходное движение строится = каким образом строится ось действия?? Хороший пример – обучение чтению (по букварю Д.Б.Эльконина), дополненное опытами Любови Анатольевны Рябининой и ее сотрудников.

По букварю очень важна своеобразная обратимость механизма чтения слова. Произнесение согласной должно быть ориентировано на следующую букву, обозначающую гласный звук (пример «мел-мол-мул-...»). Фактически, это обратимость устного и письменного (кинестетического и зрительного)начал речи. Однако, ведь, завершение действия – это не самом по себе верном произнесении, а в ОЗНАЧЕНИИ последовательности знаков-букв. Именно значение должно Опробоваться и Порождаться (Продуцироваться). И именно Порождаться, поскольку из самой последовательности знаков значение не следует (здесь в обучении находятся известные коллизии между продуцированием и угадыванием). Откуда же «берется» значение (слайд 10)? Разумеется ребенок предвидит некую значимость, зная, что слова значат. Но само данное значение является элементом следующего, более высокого уровня письменной речи – уровня объединения слов в предложение. Т.о., порождение в горизонтали «сообщается» с движением в вертикали. Когда же ребенок переходит к действию следующего уровня – объединению слов (что более сложно), включается еще более высокий уровень письменной речи – акцентно-интонационные характеристики. И этот уровень (соотнесения письменной и внутренней речи) включается, если акцент предложения, т.е. СМЫСЛ, обыгрывается и порождается.

Челнок, ритм горизонтально-вертикальных переходов и задает изменение единиц действия, и через это задает встречу замысла и реализации, зачина и завершения. Но задает лишь в случае, когда замысел (вертикаль) и реализация (горизонталь) находятся в отношениях опробования и продуцирования (порождения), а не следования.

Челнок, ритм (а точнее – полиритмия) горизонтально-вертикальных проекций – суть, способ жизни Осевого начала.

Два примечания

Из сказанного следует прямо основное определение ПОЛЯ действия. Поле есть сокрытая в горизонтали вертикаль (в плоскости – объем) (12). Ближайший пример – станковое произведение.

В поле, по которому мы бродим, может находиться и образовывать его рельеф выступ (камень, холм) из другого слоя земной коры (и, кстати, в поле действия – «выступ», требующий работы других слоев коры мозга). Т.е., фактически, мы бродим и действуем в геологической реальности.

Еще один пример из обучения чтению. При обучении чтению у Томских Толстовцев (Л.М.Долгова и сотр.) была особая педагогическая забота. Они составляли группу детей так, чтобы в нее входили дети с разными уровнями овладения чтением (и словами, и по слогам, и буквами), а не, наоборот, нивелировали разные уровни, сводя все к начальному. Именно здесь появляется шанс уровни вертикали обнаружить в пространстве своего действия. Именно таким должно быть поле действия. Его напряжение составляет связность разноуровневых опор, а достигнутый на данный момент уровень осевой вертикали задает его границу – предмет преодоления. И если оно таково, есть шанс удержаться в опорах и проторить ось действия – ШАНС РАЗВИТИЯ.