«Молодежь как посредник между прошлым и будущим»
Идентичность содержит взаимодополнительность прошлого и будущего: как в индивиде, так и в обществе она связывает актуальность уходящего прошлого с актуальностью открывающегося будущего.
Взросление современных детей и подростков происходит в совершенно иное время, чем взросление их родителей. Эта фраза кажется банальной; так, наверное, говорили во все времена, однако особенность конца 20 - начала 21 века в России, по нашему мнению, заключается в том, что старшее поколение воспринимается молодежью как поколение проигравших, как поколение, не сумевшее передать молодым устойчивую систему идеалов, которые нужно принять или хотя бы отвергнуть, и, следовательно, недостойное подражания и того, чтобы стать посредниками в ситуации взросления.
Культура – то, что может служить неким «цементом» связывающим поколения, включает в себя такие элементы, как:
Ценности - то, что люди считают важным;
Нормы - общие принципы жизнедеятельности;
Базовые мифы, содержание в себе некие неосознаваемые признаки, черты общности, передаваемые как деяния героев, как некие общие события, победы;
Правила - предписания к действиям;
Язык, на котором люди общаются и думают;
Роли - ожидания определенного поведения от субъекта, занимающего определенную позицию в группе.
Анализ результатов многих социологических исследований показывает, что практически все элементы этой системы в настоящее время разрушены.
С.И.Гессен, анализируя понятие «культура» утверждал (и мы с этим согласны) что цивилизованного человека отличает от дикаря наличие истории; разрушение общей истории грозит одичание народа, и это уже проявляется не только в действиях отдельных людей, частных лиц, но и в действиях многих публичных персон, что также усложняет проблему идентификации, или примитивизирует сознание молодых людей, вступающих в жизнь.
Основой для консолидации нации и создания позитивных образов идентификации в этих условиях может стать некий позитивный образ будущего, необходимость и возможность участия в его создании…. Анализируя характеристики различных культур, исследователи показали, что есть нации, опирающиеся на прошлое, есть – устремленные в будущее, есть – живущие в настоящем. Если прошлое не может служить основой идентификации, если настоящее не отвечает актуальным потребностям людей, то, может быть, основой такой идентификации может стать общее будущее?
Б. М. Бим-Бад считает, что человек – это «футуристическое» существо, т.е. он живет прежде всего в будущем и для будущего. И поэтому важнейшая задача государства в этой ситуации - осуществление некого «призыва», проекта будущего, принимаемого большинством нации. Только идентифицируясь с этим общим будущим, «размещая» в нем своё индивидуальное будущее, у молодого человека могут складываться позитивные образы идентификации.