Б.Д. Эльконин, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина (г. Москва, г. Красноярск).
*Возрастно – ориентированное образование.
Образовательное пространство необходимо выстраивать относительно базовых потребностей ребенка (чему он сам хочет научиться).
Образование должно стать пространством удовлетворения основных возрастных потребностей.
*Пространство возрастного развития
Основой понимания возрастного развития – является периодизация психического развития (Д.Б.Эльконин)
Младший школьный возраст-
образовательный продукт – сумма способов действий освоенных учеником
Подростковый возраст –
Образовательный продукт – уровень и тип текстов (продуктов), которые может самостоятельно продуцировать ученик.
*Учебная деятельность в начальной школе осуществляется в форме ИУД.
Новообразованием учебной деятельности в форме ИУД – является учебное намерение.
Что важно? Важно обнаружить новые возрастные характеристики.
Важен сам процесс формирования, оформления, становления намерения.
Что должно происходить на переходе от младшего к подростковому возрасту?
В подростковом возрасте мы можем обнаружить возрастную симптоматику: “отрицание”, “критика”, “защитная реакция”.
*Процесс формирования намерения в подростковом возрасте начинается с переживания исчерпанности.
Как сделать так, чтобы инициатива ученика начала разворачиваться не столько на сопротивление, сколько на становление механизма развития.
Как меняются действия педагогов в подростковой школе?
Что меняется в образовательном пространстве? В отношениях:”учитель-ученик”.
Планирует ли, проектирует ли взрослый?
Какие степени свободы, где и в чем предполагает взрослый в этой ситуации для ученика?
*Что является предметом принятия решения в младшем школьном возрасте?
Как этот предмет меняется при переходе в подростковую школу?
И в младшей и в средней школе взрослый определяет границы самостоятельности. В чем динамика? Что именно определяет взрослый в подростковой школе? Отодвигается ли взрослый в том месте, на которое подросток претендует?
На что подросток претендует?
*Новообразованием учебной деятельности – должно стать учебное намерение
Мы доказали, что к 4-му классу учебное намерение формируется.
У тех учащихся у которых развита УД в форме ИУД – у тех и строятся У/Намерения